В эти дни в 1940-м…

Ирина Колотова: большая краеведческая выставка начиналась  с нескольких документов
1333

В Приморском краеведческом музее традиционно в январе-феврале экспонируется выставка «Койвисто в советско-финляндской войне», подготовленная на краеведческом материале.

Мороз был под 30 градусов

Рассказывая гостям о советско-финляндской войне, сотрудники музея делают акцент на ход боев вблизи Приморска (ранее – Койвисто). На выставке много военных фотографий из российских и зарубежных архивов: улицы города с торчащими печными трубами и разбитыми зданиями, финские доты, отряды лыжников. Койвисто – это крупный морской порт, поэтому бомбили весь город, который в то время был сосредоточен на пятачке вокруг железнодорожной станции. Среди экспонатов – фрагменты осветительной ракеты, кусачки для резки колючей проволоки, финские лыжи и личные вещи бойцов и командиров Красной армии и армии Финляндии.

– За многие годы работы по этой теме собраны уникальные экспонаты: что-то принесли в музей родственники погибших или сражавшихся здесь красноармейцев, поделились своими находками поисковики и жители города. Так сложилась большая краеведческая экспозиция, – поясняет директор Приморского краеведческого музея Ирина КОЛОТОВА. – Как известно, в феврале 1940 года перед береговым отрядом сопровождения была поставлена задача «овладеть Муурила с юго-запада». Части, назначенные для наступления по льду, в ночь на 13 февраля сосредоточились в районе селения Лаутаранта с расчетом начать атаку на рассвете. Бойцы особого стрелкового батальона несколько раз бросались в атаку, но преодолеть проволочные заграждения перед огневыми точками на берегу не смогли. На ночь батальон получил приказ командира берегового отряда сопровождения отойти от берега на 300-500 метров, окопаться и занять круговую оборону. А мороз был под 30 градусов! По воспоминаниям жителя Приморска Игоря Петровича Филиппова, ветерана двух войн и участника боев за Муурила (Высокое), после ночи, проведенной под снегом, проснулись не все. Ему повезло – его растолкал командир.

Однажды к нам в музей обратилась жительница Петербурга Инна Николаевна Переверзнева с просьбой разыскать место гибели ее отца. В документах значилось, что воевал он за Муурила, погиб в районе реки Лососинки (сегодня Окуневая канава). Подвиг Н. Переверзнева описан в книге Е. Лаганского «Моряки идут на лыжах»: «Переверзнев, вырвавшись немного вперед, бросил одну гранату, другую. Он занес уже руку, чтобы швырнуть третью, как противник подрезал ему обе ноги. Взмахнув руками и обронив ушанку, Переверзнев прыгнул в последнем, отчаянном усилии достигнуть проволоки и упал на нее всем своим телом. Только тогда заметили, что висит Переверзнев на необыкновенной, странной проволоке – спирали, подвешенной на колышках над поверхностью земли. По этой спирали и проходил электрический ток…»

Сегодня в районе Высокого есть братская могила, на которой выбиты фамилии многих сражавшихся и погибших в здешних местах.

«Будь проклято место...»

Необычная история связана со старой финской открыткой, на которой изображена наша кирха. На обратной стороне надпись: «Ленинград, пр. Обуховской обороны, Анне Кудрявцевой. Будь проклято место, недалеко от которого погиб Юрий Владимирович 20 февраля 1940 года. И похоронен он недалеко от этой кирхи». Трагическую весточку семье послал друг и однополчанин Халявин. Естественно, сотрудников музея заинтересовало, как же погиб этот Юрий Владимирович? Оказалось, что в одном из домов Койвисто на улице Привокзальной в феврале 1940-го расположился штаб 147 полка 43 стрелковой дивизии. Несмотря на то, что город к тому времени уже был проверен минерами, в доме, где расположился штаб, вдруг раздался взрыв… Мы отправили запрос в Российский государственный военный архив и получили ответ: «Иванов Юрий Владимирович, уроженец города Ленинграда, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 20 февраля 1940 года при взрыве дома в Койвисто». Под обломками дома оказалось еще 11 человек!

А несколько лет назад сторожил Приморска В.В. Ловчиков, увидев эту открытку, сказал, что хорошо знает сына того самого Юрия Иванова. И вот однажды в музей вошел морской офицер со словами: «Я – Иванов»… Теперь каждый год в День Победы он приезжает в Приморск на братское захоронение и обязательно заходит в наш музей.

Еще одна интересная музейная история связана с той войной «незнаменитой». В 1990-е годы в журнале «Родина» был опубликован фрагмент дневника финского бойца из расчета орудия батареи Сааренпяя. Я сразу заинтересовалась, потому что эта батарея размещалась на острове Бьерке (Большой Березовый). Вот некоторые записи из дневника: «21 сентября 1938 года. За незакрытый шкаф схватил наряд на внеочередное дежурство. 23 сентября 1938 года. Выполнял паршивое дежурство. Критическое положение».

К сожалению, редакция журнала не ответила на наш запрос о хозяине дневника. Но во время одной из летних экскурсий на остров Большой Березовый судьба свела меня с человеком, в семье которого дневник хранится и по настоящее время. Владимир сделал нам копии этого неуставного дневника (за что ему большое спасибо). Там размышления, стихи, рисунки, шаржи на командиров. Очень хочется перевести дневник на русский язык и обратиться в архив Финляндии, чтобы разыскать родственников шести бойцов батареи Сааренпяя, имена и фамилии которых упоминаются в дневнике.

Геройски сражались и погибли

…Одиннадцати бойцам, участвовавшим в боях за Койвисто и ближайшие окрестности, впоследствии было присвоено звание Героя Советского Союза. Один из них – Кузьма Высоцкий, в честь которого назван Высоцк. Кузьма Дмитриевич был тяжело ранен в феврале 1940 года при взятии острова Пуккионсаари (ныне – Козлиный). Умер в госпитале 4 марта.

Командир взвода Александр Малышев (в его честь назван поселок в Приморском поселении) разгромил штаб противника в Койвисто. 27 февраля 1940 года его взвод первым ворвался в город, а 7 марта – на остров Санта-Саари и обеспечил выход батальона к мысу Вамениеми, юго-западнее Выборга.

Пулеметчик Александр Ксенофонтов сражался за Выборг, был тяжело ранен и умер в госпитале недалеко от Койвисто (в районе современной базы Метростроя), где и был похоронен. В 1950-е годы останки бойцов с госпитального кладбища перенесли на братское захоронение в центре Приморска. Позже в Приморск из Казахстана приезжали дети и внуки Александра Ксенофонтова.

И чем дальше события той войны, тем больше родственников обращаются с просьбой в Приморский краеведческий музей помочь найти место захоронения их дедов и прадедов, погибших на Карельском перешейке...

Маргарита Захарова

Читайте также