«Мы были единым коллективом»

1198
Новое поколение целинников: Федя на руках нянечки – справа

«На целине главным богатством были люди», - считает Нина МИХЕЕВСКАЯ. Нина Федоровна живет в поселке Выборгский. А вообще-то она архангельская.

Любовь с первого взгляда

 - Родилась в деревне Федьково Вельского района. Мечтала стать учителем, но педучилище в Вельске, которое окончила моя сестра Зоя, перепрофилировали в пединститут, а у меня всего 7 классов… Выучилась  в  Вельском сельскохозяйственном техникуме  на полевода–овощевода, в 1953 году направили меня в деревню Андрейковская. Деревень в округе было много, пока все поля обойдешь, к ночи ног уже не чувствуешь. А тут из армии демобилизовался и приехал к родителям Николай МИХЕЕВСКИЙ. Получилась у нас с ним любовь с первого взгляда - в июне 1954 года сыграли свадьбу! Звал меня в Северодвинск, где он до армии работал на крупном заводе, а я - ни в какую: не хочу от земли отрываться! Остался из-за меня в колхозе. Зоя звала на целину, в Казахстан -  она там уже год работала в школе учителем. Я мужу и говорю: «Коля, сдаюсь. В Северодвинск не хочу, а вот на целину поехала бы».

В апреле 1955 года Николай и его друг Павел уехали в Есенкульский зерносовхоз Карабалыкского района Кустанайской области. Меня с работы не отпустили, к тому же я ждала уже ребенка… Но в мае я уехала без всякого расчета!

Никто об отдыхе и не думал!      

- А в июне приехала Мира, жена Павла, тоже на сносях! Наших мужей вскоре  направили на  курсы механизаторов широкого профиля  (тракторист, комбайнер, машинист) в поселке Комсомолец, мы поехали за ними, жили в съемной комнатке. Мужьям–то хорошо: их кормили в столовой, а мы ведь неработающие, особо шиковать не на что – радовались любой возможности достать какие–либо продукты. Как–то Мира прибежала, схватила наволочку – и в очередь за пшеном! Так у нас несколько дней утром – пшенная каша, днем – суп из пшенки, вечером - пшенка на гарнир! Мира родила дочку в сентябре, а я сына – в ноябре. В комнатке не повернуться – кругом одни кровати! Настираем пеленок, повесим на веревки под потолком, а с них капает. И смеемся, и плачем!

В марте 1956 года учеба закончилась, совхоз за выпускниками прислал трактор с вагончиком. Ехали долго – 90 километров.

Нина Федоровна всматривается в знакомые лица на фотографиях. Вот она среди учителей местной школы: пригласили вести уроки домоводства и быть воспитателем в интернате.

 - Коля все время пропадал на стане, помочь некому, так что разрывалась: уложу Федю спать - бегу детей в интернате проверить. Соседка соглашалась в няньках посидеть. Как–то прихожу, а его нет. «Оля, а где Федя?»

 «Нина, да ну его, твоего Федю: все орет и орет! Я его к мужикам в контору отнесла. Он там ходит между столами, молчит, с мужиками «разговаривает».

Прихожу  за сыном в контору: точно, не плачет, гуляет  по комнатам! Ребята в интернате просили частенько Федю принести: ведь скучали по своим маленьким братьям и сестрам. Потом к нам приехала свекровь, стало легче. Со временем Федю отдали в садик. Его все любили: пухленький, глазки черненькие!

Поначалу было тяжело с промтоварами: ни пеленок, ни колясок, ни рубашек, ни штанишек. Приходилось все шить самим.

А это наш дом. Сначала у нас своего угла не было, жили у моей сестры: она с молоденькой учительницей – в комнате, мы – на кухне. В 1956 году совхоз предложил желающим строить дома, помогал материалами. Сами делали саманные кирпичи: выкапывали яму, наполняли ее глиной, мелко нарубленным камышом, водой, после этого надо было долго это все месить ногами, чтобы получилась однородная масса. Потом ее - в формы, полученные кирпичи – на сушку. Дома росли быстро, потому что помогали все друг другу. Наша улица называлась Архангельская: здесь поселились наши земляки.

Мы жили единым коллективом: москвичи, украинцы, белорусы, казахи. В 1956 году, когда был небывалый урожай пшеницы, прибыли военные колонны машин из Прибалтики. Комбайны шли по полям один за другим, к ним постоянно подъезжали машины за зерном, которое вывозили на элеваторы за 30-50 километров; по дороге шли бесконечные караваны груженых машин – это незабываемое зрелище! Зерна было так много, что его приходилось ссыпать на открытые бетонированные площадки в бурты. Дорога до тока была усыпана зерном… А зерно ведь в буртах надо постоянно перелопачивать, иначе оно начнет гореть. Тут на помощь совхозу приходили  жители поселка: взрослые, школьники. И ведь никто тогда особо об отдыхе не думал! Вместе переживали и горе, и радости. Играли скромные свадьбы, отмечали праздники, вместе боролись летом - с песчаными бурями, зимой -  с морозами и буранами. А они там свирепствовали: я из-за бурана на свадьбу сестры не попала, а мой Николай с друзьями, когда возили со станции стройматериалы, сбились с пути, блуждали трое суток… Как мы за них переживали!

Директор и агроном приложили немало усилий, чтобы улучшить жизнь людей в совхозе. На центральной усадьбе располагались контора, магазин, школа, почта, пекарня, медпункт, баня, столовая, общежитие. В клуб на танцы и в кино ходили. В поселке было большое озеро, в котором водились крупные караси; мужчины в свободное время здесь с удовольствием рыбачили. Заложили большой сад, жители заботились о деревьях, вовремя подвязывая, опрыскивая их, так что скоро мы уже лакомились яблоками, сливами, вишнями. А какой у нас был пришкольный участок! Выращивали клубнику, свеклу, картошку, все это шло в школьную столовую.

«Надо идти – иду!»

- Из Коли получился заботливый муж и отец. Вывозил нас в степь любоваться цветущими тюльпанами, летом, уставший после работы, собирал для нас с сыном в лесополосах вишню и клубнику. Постепенно мы обзавелись хозяйством: корова, поросята, участок. В обмен на зерно приобрели швейную машинку «Подольск» (до сих пор ею пользуюсь!) Только вижу я, что тоскует мой Коля по родному заводу, тянет его туда. В общем, продали мы дом и в марте 1960 года  уехали в Северодвинск. А Зоя в совхозе прожила 45 лет, из них 43 года проработала учителем в школе…

Семья Михеевских проявила себя и на северо-двинском пятиорденоносном заводе, где до сих пор строят подводные лодки для нашего военно-морского флота. Николай, сварщик-сборщик, был лучшим в своей специальности. Нина прошла путь от простого рабочего в колерной до экономиста, всегда занималась общественной работой. Заводу отдала 25 лет. Их сын Федор после окончания техникума в 1980 году был направлен на судостроительный завод в Выборг и работает здесь до сих пор.

С мужем Нина Федоровна прожила 38 счастливых лет, в 1992 году Николая не стало… В 2004-м перебралась поближе к сыну. Теперь всей душой переживает за Выборгский поселок, два года была председателем ветеранской организации ЖЭУ «Наш дом».

- Я сторонник дела. Мой девиз: надо идти – иду! Целина нас закалила. Мне пошел уже 84-й год, но стараюсь держаться: хожу в группу здоровья, занимаюсь скандинавской ходьбой. И люблю наш парк Монрепо – он меня лечит: если я не схожу в парк, у меня давление поднимается!

Беседовала Лидия ВОРОНИНА

Читайте также