ЗЕЛЁНЫЙ КРОКОДИЛ ДЕТСТВА

ЗЕЛЁНЫЙ  КРОКОДИЛ ДЕТСТВА
1140
ЗЕЛЁНЫЙ КРОКОДИЛ ДЕТСТВА

Думаю, всем до дрожи в коленках дороги воспоминания о своих первых игрушках:  кукле Маше, пупсах или собаке на колесиках, ходившей за нами на веревочке. Вы же их помните? Конечно! Вот и у вашего корреспондента чуть было не навернулись скупые слезы, когда в витрине одного из залов Выборгского замка он увидел своего старого зеленого крокодила, у которого хвост и голова двигались отдельно от туловища, а глаза-пуговицы зыркали в такт моим прыжкам, когда я носился с ним в обнимку по солнечным аллеям парка Победы в Ленинграде, в конце шестидесятых годов прошлого века…

Добрые воспоминания

Если всё прочитанное ранее вызвало у вас свои собственные добрые воспоминания, то вам нужно посетить выставку «Володька и другие неофициальные лица», где каждый найдет для себя что-то свое, может давно, и, казалось, безвозвратно потерянное.

Мы пообщались с тем человеком, который и привез ее в Выборг, – директором музея СССР (Мир Детства) Марии КОЖУХОВОЙ. Музей этот – новое выставочное пространство, которое с прошлого года располагается на площадке Детского музея открытки.

Группа товарищей

Автор большинства представленных игрушек Лев Сморгон вместе со своими соратниками и учениками  составлял сравнительно небольшую группу ленинградских архитекторов, скульпторов и художников. Они встречались, хорошо знали друг друга и, вообще, совершенно осознанно копировали наиболее удачные находки друг друга, которые потом тиражировались, иногда и без ведома самих авторов, многочисленными игрушечными фабриками бескрайнего СССР. На выставке в музее Выборгского замка представлено более 30 экспонатов, выпущенных на крупнейших фабриках Советского Союза. 

Ностальгия по доброте

Даже далекому от искусства зрителю выставки бросается в глаза то, что все без исключения экспонаты удивительно добры. И поэтому кажутся трогательно беззащитными. Можно назвать эти   творения прямым вызовом детским кумирам западной идеологической парадигмы – Микки Маусу, Барби с Кеном, Тому и Джерри. Да и от других массовых советских образцов модели Льва Сморгона отличались не менее кардинально. 

Прежде всего – эмоции

Говорит Мария Кожухова: 

– Лев Сморгон и его коллеги никогда не копировали строение детского тела. Их задача была кардинально иной – главной целью было уловить настроение ребенка, сделать куклу наиболее пластичной с помощью доступных им выразительных средств. Но иногда их не хватало. Так появились революционные шарнирные механизмы, растяжки, дававшие ребенку при игре такую свободу движений игрушки, которая могла бы выразить его собственное эмоциональное состояние. Например Володька, один из главных героев выставки, может наклонять голову, удивленно или радостно разводить руками и вообще – хулиганить как хочет…

А однажды, рассказывает директор музея, произошла вообще фантастическая история – Лев Наумович создал модель куклы «Клеопатра». Но ее серийные образцы могли так и не увидеть свет – художественный совет профильного института посчитал ее «слишком женственной»! В итоге, после судебного разбирательства, модель все же пошла в производство, и целое поколение советских девочек имело счастливую возможность играть не дешевым пластиковым обмылком, а держать в руках художественное произведение настоящего скульптора. В том числе и благодаря вот таким игрушкам, детство у нас все же было счастливое.

А теперь самое интересное

Некоторые этапы творчества Льва Сморгона были связаны с нашим городом – по окончании художественно-промышленного училища после войны он приехал работать в Выборг и непосредственно участвовал в восстановлении железнодорожного вокзала.  Однако в выборгской истории художника еще много белых пятен. Известно, что в Выборге в 70-80-х годах стояла скульптура, созданная Львом Наумовичем. Она представляла из себя своеобразный конструктор из кусков обработанного гранита. Предположительно, монумент стоял в  Сквере детства, на месте бывшего кафедрального собора (горожане могут помнить, что там ранее стояла скульптура «Бемби»), однако доблестная выборгская молодежь разобрала до основания это художественное произведение при невыясненных обстоятельствах. Точ-ное местоположение этой скульптуры еще предстоит выяснить специалистам Выборгского замка. Сам Лев Наумович, которому недавно стукнуло 87 лет, к сожалению, уже не совсем точно помнит подробности. 

Мы обращаемся к читателям нашей газеты с просьбой – если кто-то может прояснить запутанную историю с утраченной работой скульптора, то в благодарность за это мы оформим  бесплатную полугодовую подписку с получением газеты в нашей редакции. 

Александр ВИТТ

Читайте также