ВЛАДИМИР КРАСНО СОЛНЫШКО И КРЕЩЕНИЕ РУСИ

ВЛАДИМИР КРАСНО СОЛНЫШКО И КРЕЩЕНИЕ РУСИ
1485
ВЛАДИМИР КРАСНО СОЛНЫШКО И КРЕЩЕНИЕ РУСИ

В конце июля в нашей стране празднуется День крещения Руси, русская православная церковь чтит память равноапостольного князя Владимира. В фондах Президентской библиотеки собрано множество исторических и исследовательских материалов, посвященных этому важному событию. 

Электронные версии изданий разных лет, научные работы, видеолекции и радиопередачи рассказывают о крещении Руси не только как об историческом факте, но и раскрывают личность Владимира Красно Солнышко, мотивацию выбора государственной религии и его последствия для страны.

Кардинальный разворот от язычества к христианству стал наиважнейшим событием в жизни славянского народа. Здесь можно привести слова священника В.П. Некрасова из речи «К девятисотлетию крещения Руси», которую он произнес в 1888 году на заседании Совета Виленского православного свято-духовского братства: «Оно явилось духовным рождением страны, оно положило в основу тогдашней России новые начала, с нею началось усвоение и воплощение в жизни русского народа тех высочайших истин, которые принесены с неба Спасителем и которые полагают в жизни каждого народа основание христианской гражданственности».

Первоначальной точкой, с которой и начался процесс обращения Руси в православную веру, принято считать 988 год – именно в этом году принял крещение князь Владимир, единодержавный государь, сумевший сильной рукой собрать многочисленные отдельные княжества под крылом Киева. 

Между тем еще до этого времени славяне уже были знакомы с христианством. Считается, что учение Христа принес на русскую землю святой апостол Андрей Первозванный: «Поплыл он по реке дальше к горам – на то место где теперь стоит город Киев… Встал Апостол утром и сказал своим ученикам: «Видите ли горы эти? На сих горах явится благодать Божия: будет здесь город великий. По Божией воле многие церкви здесь постановятся». После этих слов Апостол взошел на горы и благословил их. Потом поставил на них крест», – читаем в издании 1888 года «Великий князь Владимир Святый равноапостольный: рассказ из русской истории». Свою просветительскую деятельность на территории Руси начинали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, христианскую веру приняли киевские князья варяго-руссы Аскольд и Дир, а позже и православная святая княгиня Ольга, бабушка Владимира Красно Солнышко.

Существует множество различных версий, почему князь Владимир отвернулся от веры предков в сторону учения Христа. Согласно одной из них язычество исчерпало себя для него. «Владимир не был закоренелым убежденным язычником; исповедания своей религии он не доводил до самоотвержения. Можно смело сказать, что оно не удовлетворяло умного князя, и твердого убеждения в идолослужении у него не было», – пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой» (1888), представленном на портале Президентской библиотеки.

Перед князем стояла нелегкая задача – выбрать религию для своей страны из четырех доминирующих на то время на территории Европы: магометанство, или ислам, западное христианство, иудаизм и греческое православие. Представители первых трех были отвергнуты по различным причинам, более всего Владимир проникся беседой с посланником Византии. «Грек рассказал князю с самого начала главные события Ветхого и Нового Завета до проповеди апостольской. Князь слушал со вниманием, иногда прерывая повествователя вопросами; новый мир открывался перед ним; и когда, наконец, грек, коснувшись  предсказания о кончине мира, развернул перед Владимиром ткань, на коей была представлена картина страшного суда, и объяснил ему, что стоящие одесную Господа проповедники идут в рай, а стоящие ошуюю грешники повержены в ад, князь воскликнул в волнении глубоком:«Добро этим одесную, и горе тем ошуюю», – так описывает судьбоносную встречу размещенное в фондах Президентской библиотеки издание 1900 года «Начало христианства в России и Крещение Руси при великом князе Владимире». Как отмечается в этой книге, «желая веры истинной не для себя одного, а для всего народа», князь держал совет с боярами и городскими старейшинами. В итоге было решено отправить посланников в разные концы с целью посмотреть, в какой стране «лучше служить Богу».

В 1914 году типография Святейшего Синода, которая находилась в здании, где сейчас располагается Президентская библиотека, выпустила издание «Святой равноапостольный князь Владимир». Из него мы, в частности, можем узнать о  результатах той кампании: русским посланцам не понравились богослужения у болгар и немцев, в отличие от православного: «Повели они нас туда, где служат Богу своему, и не знали мы, на небе ли мы были или на земле; потому что нет на земле такого вида такой красоты. Мы и рассказать о ней не умеем. Знаем только то, что там сам Бог с людьми пребывает, и что служба их лучше, чем в других странах. Никогда нам не позабыть этой красоты. Всякий человек, вкусивши сладкого, не захочет уже после этого вкушать горького. Так и мы уже не в состоянии здесь (в язычестве) оставаться». Таким образом, духовный путь России был определен.

По примеру княгини Ольги Владимир не захотел креститься в Киеве, а решил принять веру от греков. Зная, какими упрямыми и гордыми бывают они в  ответ на просьбы, князь решил взять близлежащий  греческий город и уже на правах победителя просить греков о жене и о вере. Подробный рассказ об этом походе изложен в книге А.Л. Бертье-Делагарда «Как Владимир осаждал Корсунь» (1909). Кампания эта завершилась победой киевского князя, и в 988 году в соборе Святого Василия на центральной площади греческого города Корсунь (Херсонес Таврический) Владимир был крещен в православную веру.

Процесс крещения Руси занял не одно десятилетие, новая вера воспринималась людьми тяжело: «Народ, ослеплённый языческим невежеством, смотрел на книжное учение, как на чародейство, и благодеяние Владимира показалось ему несчастием», – написано в книге К.Н. Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском». Языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков, но со временем православная вера полностью укрепилась в России. «Этим она обеспечила развитие русской национальной культуры, создавшей единственный в истории образ народа-богоносца, который, сочетав в себе идеалы Востока и Запада охраняемый Православием от духовного порабощения, имеет сказать миру свое слово – слово мировой правды», – такие слова прозвучали в 1915 году в речи доктора церковной истории             С.Г. Рункевича «Святой великий князь Владимир равноапостольный и суть его исторического значения».

Пресс-служба Президентской библиотеки

Читайте также