ВЛАДИМИР ИСТОМИН: ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАБОТА

ВЛАДИМИР ИСТОМИН: ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАБОТА
673
ВЛАДИМИР ИСТОМИН: ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ РАБОТА
Сегодня в стране отмечается День пожарной охраны. Её история насчитывает 365 лет и ведётся от "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича образца 1649 года и его "Наказа о градском благочинии", устанавливавшего порядок при тушении пожаров в Москве. В преддверии юбилейной даты мы встретились с одним из сотрудников 52-й пожарной части, посвятившим своему делу, несмотря на молодость, более десяти лет.

С назначенной датой встречи должен был совпасть первый день отпуска нашего героя. Но случилось так, что в отпуске он пробыл около шести часов – отозвали. Пора такая: традиционно по весне идёт пал травы, количество вызовов по гарнизону (всей территории Выборгского района) достигает тридцати (!) в сутки. Поэтому, когда кто-то выбывает из строя, например, по болезни, требуется срочная замена. В этот день коллеги успели поучаствовать в устранении последствий утреннего ДТП на Крепостной в Выборге и съездили на вызов в Лужайку, где загорелся деревянный трехквартирный дом на хуторе.

Знакомьтесь: прапорщик внутренней службы, помощник начальника караула Владимир ИСТОМИН. Примечательно, что в детстве Владимир мечтал стать …поваром. Однако сложилось так, что поступил в Выборгский колледж гражданской авиации, а потом и в институт. Когда возникла необходимость в посменной работе, друг посоветовал устроиться в пожарную часть. Поначалу был не очень доволен службой, но вот уже прошло 11 лет, и Владимиру Истомину дело стало близко и дорого. Затянуло!

- Это больше, чем работа. Во-первых, коллектив, с которым проводишь четверть жизни. Во-вторых, специфика такова, что мы уже как семья: людям, которые тебя окружают, ты должен всецело доверять, и они должны знать, что ты им доверяешь.

Недаром существует понятие "пожарное братство". Например, если за границей тебе негде остановиться, то можно прийти в пожарную часть – там примут, накормят, дадут ночлег. У нас был случай: в прошлом году обратились трое латышей. Один из них пожарный, двое – сопровождающих. Они следовали мимо Выборга в Петербург с пробегом в память погибших пожарных Латвии и останавливались на ночлег в 52 ПЧ
.

Самому Владимиру не доводилось прибегать к такой помощи за рубежом. Лишь заходил познакомиться - коллеги радушно встречали и угощали. Но он уверен, что при необходимости без крыши над головой не остался бы.

- Был в моей практике случай, когда спасли девятерых щенков и двух кошек: на улице Сухова загорелась от короткого замыкания квартира на втором этаже. Поставили к окну трехколенку (специальную лестницу), потушили, вынесли коробку с живыми существами. К счастью, никто не пострадал, людей в квартире не было.

Вообще, когда удается спасти человека – это лучшая награда. Приятно, когда говорят "спасибо". Нечасто, потому что в таком состоянии люди не расположены благодарить. Потом – бывает.

- Какими человеческими и профессиональными качествами должен обладать пожарный?

- В первую очередь, умением пожертвовать собой. Сила и смелость – это тоже необходимые качества, которыми нельзя пренебрегать. Но умение пойти ради чужого человека в дым, огонь… Можно быть сильным, сворачивать горы, а в нужный момент растеряться…

У людей мнения о пожарной охране разноречивые, бывают негативные. Стандартный стереотип: пожарные приезжают пьяные и без воды.

- А такое бывает?

- Это просто недопустимо! Но легенда идёт от царя Гороха. Про воду отвечу: цистерна боевой машины имеет объем 2,3 кубометра. Этой воды хватает на 5-7 минут работы одним стволом. Когда вокруг пожар и паника, временные рамки у людей сужаются или расширяются. И кажется, что пожарные приехали, "плюнули" водой и ничего не потушили. Но если пожар развившийся, то борьба с ним идёт долго и тяжело.

В феврале 2012 года тушили армейское общежитие в посёлке Гвардейский. Гидранты вокруг были заморожены; пожар по повышенному номеру сложности. 6-8 единиц техники постоянно подвозили воду. В общей сложности было вылито около 300 тонн воды.

Обычно же, когда с гидрантом всё в порядке, подаётся первичная помощь одним стволом, а машина встает на постоянную подпитку водой. В части машины всегда стоят с водой, и не важно – в боевом расчёте она или резерве.

- Считается, что с водой цистерны ржавеют.

- Конечно, ржавеют, но их же обслуживают. Если бочка потекла, то машину выводят из боевого расчёта, варят, ремонтируют, поддерживают в боевой готовности.

- А если сразу же после окончания ремонта надо срочно на выезд, сколько времени понадобится на заправку водой?

- Около 5-7 минут. По городу около трёхсот гидрантов, все они работают от обычной водопроводной сети. Наш второй караул как раз и отвечает за состояние гидрантов; дважды в год мы совместно с Водоканалом оцениваем и испытываем каждый из них. Это наша стихия.

Первый караул под руководством Андрея Фёдорова, о котором вы уже писали ко Дню МЧС, отвечает за газодымозащиту, наш второй караул – за водоснабжение и пожарные рукава, третий – за пожарно-техническое вооружение, всё, что находится в машинах, и четвёртый – за разработку различной документации. Так что это только кажется, что в перерывах между вызовами пожарные бездельничают, на самом деле работы всегда хватает.

- А ещё бытует мнение, что пожарные спят…

- 25 часов в сутки? Мы всегда в эпицентре. Наша машина идёт в обязательном порядке на все пожары в Выборгском районе. Участок, куда мы выезжаем первым номером, – до Барышево, а это 70 километров.

- Владимир, чем собирались заняться в отпуске, из которого вас отозвали?

- Ремонтом. Я скоро стану папой, хотелось обновить квартиру. Ожидаем первенца, мальчика... Надеюсь, смогу воспитать из него достойного продолжателя династии.

Что касается меня и моей работы, то мать изначально была против: мать - есть мать, она всегда волнуется. Супруга тоже переживает, но поддерживает и понимает мою тягу к работе.

- А что вам даёт работа, в чем состоит удовлетворение от неё?

- Во-первых, я помогаю людям. Во-вторых, это, наверное, повышает самооценку и даёт стимул к развитию, когда понимаешь, что делать это способен не каждый.

- Ваша работа зачастую связана с людскими трагедиями. Как удается пережить такие моменты?

- Особенно трудно это давалось в начале карьеры, когда было мало опыта. Очень тяжело, когда трагедия связана с детьми. Но со временем, и это, наверное, не очень хорошая сторона нашей работы, становишься черствее: когда вокруг огонь и горе, начинаешь относиться ко всему просто как к работе. Иногда прокручиваешь мысленно все обстоятельства: а вдруг можно было все-таки спасти… но понимаешь, что сделал всё, что мог.

Был случай два года назад: тушили корабль. Узнали, что внутри остался матрос. Корабль – это железная коробка, сумасшедший жар и дым. Продвигались медленно, пока не вскрыли иллюминатор и не сбили температуру. Стало понятно, что выжить в таких условиях никто не смог бы…

ДТП бывают страшные, особенно, когда гибнут семьи, молодые люди...

- А сами водите машину?

- Я вожу, жена водит. Мы ездим крайне аккуратно. Я – водитель со стажем больше 10 лет. И всем советую не лихачить.

- Может, коль речь зашла о безопасности на дороге, сослуживцы подарят вам на рождение сына детское кресло?

- Что-то подарят обязательно! Мы на все праздники делаем друг другу подарки. Ну, а кресло будет в любом случае, безопасность – превыше всего. Кстати, в целях соблюдения мер безопасности я и жену приучил отключать всё перед уходом из дома: телевизор, зарядники, "пилоты", оставляем только холодильник. Потому что бывали в практике случаи, когда квартиры сгорали из-за ерунды.

- Наверно, как и на любой работе, бывают нагоняи от начальства. Не меняется мотивация на работу?

- Бывало и такое, особенно в первые годы. Нас, молодых, в части было немного, и старики даже некоторую "дедовщину" устраивали: посылали тереть машину, сматывать рукава после пожара, сами сходили в дым, а молодёжь – убирать инвентарь за ними.

- А вас не пускали в дым?

- Не сразу. Надо было поучиться около полугода, потом проявить себя в карауле. И не каждый это может: обычно идёт звено из трёх человек, первыми – самые опытные.

- Не страшно было?

- Почему было? И до сих пор страшно: там темнота, температура, может быть кто-то тяжело пострадал... Но со временем учишься бороться со страхом. Это защитная реакция, а не спусковой механизм паники. Каждый раз переживаешь, но делу это не мешает
.

Как причудливо судьба распоряжается людьми: хотел стать поваром, а стал пожарным. Быть может, спасенный однажды Владимиром Истоминым мальчик захочет стать похожим на этого отважного и сильного человека, но это будет осознанный выбор. А наш герой пришел в профессию случайно и остался навсегда. Сухих рукавов вам, Владимир Юрьевич, и всем вашим коллегам и сослуживцам!

Читайте также