СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР: ЭКСКУРСИЯ ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ ЛЕСАМ

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР: ЭКСКУРСИЯ ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ ЛЕСАМ
773
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР: ЭКСКУРСИЯ ПО СТРОИТЕЛЬНЫМ ЛЕСАМ

Завтра наш город будет праздновать 125-летие Выборгской епархии. Юбилейные торжества возглавит Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.  Он совершит Божественную литургию на площади перед Спасо-Преображенским собором. Главный храм Выборга встретит патриарха в лесах – с зимы на нем идет реставрационный ремонт фасадов и кровли, который осуществляет компания «Стройгрупп». 

– Чем интересен этот памятник? – говорит автор проекта ремонтно-реставрационных работ Ирэн ХАУСТОВА. – Тем, что он объединяет несколько объемов. Изначально в 1787 году была построена купольная церковь по проекту Н. Львова и И. Брокмана с двумя алтарными боковыми приделами и прямоугольной апсидой (алтарной частью) с востока. Затем – отдельно стоящая колокольня. (До этого колокольней служила Часовая башня).  И только спустя десять лет между ними встроили трапезную. Согласно современной геодезической съемке, под трапезной проходят три подземных речки, то есть грунты в этом месте слабые. В 1862-1866 годах по этой причине стены и фундамент трапезной  полностью перекладывались. 

Ирэн Хаустова готовила проект реставрационного ремонта фасадов в 2013 году по заказу компании «Стройпроект». Конкурс на проведение работ выиграла компания «Стройгрупп», которая заключила с Хаустовой договор на авторский надзор. 

Как поясняет Ирэн Александровна, при обследовании здания  были выполнены небольшие по площади зондажи,  проектировщики сняли «бухтящую» (отстающую от кирпича)  штукатурку и на основе исследования этих участков сделали проект  реставрационного ремонта.  Но когда начался ремонт, выявилось много аварийных мест в кладке здания, что потребовало вложений, не предусмотренных контрактом. В советское время эти работы  финансировались  дополнительно, сейчас подрядчик, выиграв конкурс, вынужден брать на себя риск дополнительных расходов.

С ходом работ на соборе нас познакомили заместитель гендиректора компании «Стройгрупп» Дмитрий СОКОЛОВ, начальник участка Кирилл ЮРЬЕВ и бригадир ЕГОР БАБАНИН… 

Редкая удача – побывать на колокольне главного православного храма Выборга: Соборная площадь как на ладони и даже виден кусочек залива, внизу, у входа, стоят туристические группы. Кстати, в ходе работ обнаружилось, что дверной проем в собор был когда-то гораздо выше. «Кроме того, были обнаружены рустованные углы предыдущего оформления западного фасада, выполненные в 1862-1866 гг. по проекту епархиального архитектора Карпова», – уточняет Ирэн Хаустова.

В 1911 году архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий Старгородский докладывал в Правительствующий Синод о плохом состоянии нижних частей стен трапезной и деревянных конструкций колокольни. Капитальный ремонт колокольни был намечен на 1912-1914 годы, но  не был выполнен. По документам, полученным из финских архивов, не был выполнен он и в 1917 году. В последующие годы выполнялись только интерьерные работы и косметические ремонты фасадов, при этом фасады оштукатуривались цементным раствором. Мои провожатые рассказали, что когда начались работы, исторические свидетельства подтвердились: колокольня собора находится в самом бедственном положении. Сейчас реставраторы занимаются вычинкой кирпичной кладки. 

– Вычинка выполняется с особой осторожностью, во избежание оседания верхних рядов кладки. После демонтажа деструктивного кирпича подготавливается посадочное гнездо под установку нового. И так по одному. На эти работы на колокольне уйдет месяц, – рассказывает Дмитрий Соколов. –  После демонтажа цементной обмазки и цементной штукатурки выявилась сильная деструкция кирпичной кладки. Почему фасады штукатурят известковыми растворами? Потому что известь дышит, и кирпич  вместе с ней дышит. А под цементом кирпичная кладка преет, влага не может выйти наружу, и  кирпич разрушается. Трещины мы инъектируем  известковым раствором, совместимым с оригинальным.

– На главном фасаде в некоторых местах слой штукатурки доходит до 5 см, детали орнамента сильно искажены (орнамент утоплен в штукатурку), – добавляет Егор Бабанин. – Лепщики-реставраторы по фотографиям восстановили первоначальный рисунок оконных наличников, исторический барельеф на центральной части колокольни в виде лучей, замковый камень над входом в собор  расчистили и докомпановали по историческим чертежам и  ранним фотографиям. На колокольне восемь колонн. Оказалось, что гипсовые капители на них держались только за счет кованых гвоздей, штукатурки и цементной докомпановки, которая когда-то была сделана. 

Капители, буквально рассыпающиеся в руках, отвезли в Петербург в реставрационную мастерскую, где лепщик-реставратор Вера СИНЮТИНА возродида их из праха. Одну капитель удалось спасти, по ней Вера сделает семь копий. Кстати, пока Вера Георгиевна занимается своей скрупулезной работой, ее дочь и зять, тоже лепщики-реставраторы, работают в Выборге на фасадах собора. 

Кирилл Юрьев, начальник участка: 

– На колокольне под штукатуркой мы обнаружили усиление (металлическую обойму) и бетонированное основание, колокольня как бы взята в бетонное кольцо толщиной 10-15 см вокруг кирпичной кладки. В очередной раз  штукатурка здания была буквально пропитана цементным молочком в 2000-х годах. Почему я уверен, что это произошло при последнем ремонте? Потому что между цементной штукатуркой и слоем голубой краски  нет других красочных слоев. Кроме того, вы сами видите, что при оштукатуривании использована пластиковая сетка, которая в реставрации вообще недопустима, и посажена она на клей!  Все это «мероприятие» закупорило кирпичную кладку. На колокольне и над алтарем кирпич разрушен не только поверхностно, но в глубину. Он даже не красного, а бордового цвета внутри, насыщен влагой. К тому же  металлические отливы на кровле вдоль всего фасада были сделаны неправильно, без капельников и с малым выносом, так что вода текла  по стенам.

Кстати, мы обнаружили, что последняя кровля была положена прямо на старые листы, и картины новой кровли соединены одинарным фальцем (загибом – прим. Ю.П.), что на памятнике недопустимо. Из-за этих факторов в здании происходили значительные протечки и  разрушения не только стропильной системы, но и  кирпичной кладки, особенно в кладке карнизов. 

С колокольни мы переходим на самую старую часть собора. Сейчас кровельные листы на куполе церкви демонтированы, на стропила временно натянута армированная пленка для защиты от дождей в процессе производства работ. 

– Мы стоим на чердаке, под нами купол церкви. Мауэрлат (деревянная конструкция, которая уложена по периметру стен и служит опорой для стропил), сама стропильная система и перекрытия сделаны из лиственницы. Мы ее сохранили, зачистили, обработали антисептиком.  Доступный чердак находится только над трапезной, и это вполне удовлетворяет хозяйственным нуждам собора, – поясняет Дмитрий Соколов. 

Спускаемся на уровень первого этажа. Здесь бригада Василия БОКУНА заканчивает штукатурные работы:

– Я реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий, учусь на реставратора живописи. До этого объекта  моя бригада делала штукатурку под живопись в часовне Николая Чудотворца на острове Коневец. Мы сейчас  работаем на южном фасаде храма. На объекте еще три бригады штукатуров.

Кирилл Юрьев:

– Во весь фасад между  поздней пристройкой к апсиде проходит  глубокая трещина. Из-за неоднородности грунта под фундаментами собора и пристраиваемой части, а также  из–за разной глубины заложения фундаментов происходит отрыв пристроенного объема  апсиды.  Если заделать трещину и зафиксировать ее жестко, части здания «оторвутся», как и было в предыдущие ремонты. Поэтому мы решили, что сделаем так называемый деформационный шов: оставим стыковочный шов и  заполним  его герметиком, это технологически правильно, потому что придаст объемам  здания независимость.

Еще непредвиденное обстоятельство – барабан-основание главки на куполе собора  пришлось заменять: дерево сгнило. Тогда же выяснили, что подгнило основание креста. (Случился бы ветер посильнее – и крест мог упасть).  Меняли на месте, частями, не снимая луковицу. Барабан будет обшит металлом и окрашен. Открытые части – декор на барабане – будут сделаны из лиственницы.  

– Я оцениваю этих работников как высококвалифицированных, – завершает разговор  Ирэн Хаустова. – А тот факт, что фирма сознательно идет на дополнительные расходы на реставрацию,  говорит о порядочности ее руководства.

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий:

– Есть люди, обвиняющие церковников в том, что они «отмывают» деньги на объекте, который находится в прекрасном состоянии. Но вот передо мной  фотографии, отснятые в ходе реставрационных работ, по которым даже простому обывателю видно, что в таком состоянии собор дальше пребывать не мог. Слава Богу, что при государственной поддержке мы приступили к реставрации, иначе встали бы в один ряд с теми, кто в 1917 году разрушал храмы до основания. Потихоньку, несмотря на экономические трудности, идут какие-то подвижки в деле реставрации. Зачем же дискредитировать научную общественность Выбор-га, реставраторов, церковь на пути созидания?

Мы все находимся на нервном пределе, потому что приезд главы Русской православной церкви - историческое событие. В середине 1970-х годов Выборг посещал Патриарх Пимен перед  своим официальным визитом в Финляндию, но в тот раз здесь не было службы. Завтра мы все будем иметь возможность помолиться вместе с Патриархом на Соборной площади, а затем он обратится к горожанам со сцены на открытии Дня города. В этот же день он посетит строящийся комплекс Успения в Южном микрорайоне. Для Патриарха этот город не пустой звук: в 1976 году архимандрит Кирилл был избран Епископом Выборгским. Хоть это и титулярное наименование, но он здесь бывал, проводил службу  в Спасо-Преображенском соборе. Вообще в Выборгской епархии сейчас строится 34 храма. И совсем недавно выделен участок земли под строительство кафедрального собора во Всеволожске.

Трагедия, невидимая миру

Когда реставраторы снимали капители, они обнаружили внутри одной из них гнездо с яйцами и мумифицированной птицей. Когда-то птица свила гнездо в пространстве, образовавшемся  между капителью и  кирпичным объемом колонны, прикрытым  железным листом. При последнем ремонте рабочие положили новое железо прямо на старое, замуровав птицу... 

Доступная среда

Мы адресовали Ирэн Хаустовой вопрос, который задают наши читатели: будут ли крыльца собора снабжены перилами и пандусами? 

– Все шесть гранитных крылец здания уже восстановлены, на всех будут перила, – прокомментировала Ирэн Александровна. – Проектом я предусмотрела установку пандуса на входе со стороны  южного фасада, но отец Лев просит сделать пандусы  и с северной стороны. Я считаю, что это несколько исказит облик здания. Поэтому рассматриваю вариант со складными механизмами пандусов.

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читайте также