ПРОЩАЙТЕ, ДРУГ И УЧИТЕЛЬ! ПАМЯТИ ВИКТОРА ТЮШЕВА

ПРОЩАЙТЕ, ДРУГ И УЧИТЕЛЬ! ПАМЯТИ ВИКТОРА ТЮШЕВА
1317
ПРОЩАЙТЕ, ДРУГ И УЧИТЕЛЬ! ПАМЯТИ ВИКТОРА ТЮШЕВА

Этого человека хорошо знали в Выборге: в свое время, после окончания института, он работал в театре «Святая крепость», а потом многие годы преподавал в школе №11.

В редакцию обратились коллеги, друзья и многочисленные ученики Виктора Тюшева, которые захотели сказать несколько прощальных слов о нем. Эти искренние, проникновенные строки – лучшее подтверждение, что человек прожил свою жизнь не зря: пока живет память о нем, он с нами, продолжается в своих учениках, в их делах, успехах, свершениях. И наверное, для учителя это лучшая и бесценная награда. Светлая ему память…

Ушел непростительно рано

Ушел из жизни наш коллега, Виктор Анатольевич Тюшев, с которым мы проработали более 20 лет.

Ушел непростительно рано. Специалистом он был первоклассным; уже обладая большим запасом знаний по истории искусств, английской культуре, зная превосходно английский язык, Виктор Анатольевич постоянно повышал квалификацию на курсах, занимался самообразованием, увлекался новыми методиками, сравнивал их, применял эффективные приемы, все лучшее на уроках. Его ученики – неоднократные победители олимпиад.

В наше время, когда падает общая культура, не говоря уже о хороших манерах, он являл собой в этом отношении пример для учеников. Сам обладал прекрасными манерами, был мягок в обращении с другими.

Всегда был одет «с иголочки» и с большим вкусом. Одна из ученица сказала: «В моем понимании, это и есть учитель английской гимназии».

Виктор Анатольевич несколько лет руководил как режиссер английским школьным театром. За это время им были поставлены не только скетчи, сценки на языке, но и части серьезной английской драматургии. Ребята и учителя обожали театр, мы все с нетерпением ждали премьер.

Виктор Анатольевич также преподавал историю искусств и шведский язык. Вот такой был разносторонний человек.

Мы скорбим... 

Лариса Панкова, учитель английского языка

Он был личностью

Несколько раз сегодня думала о том, как сказать... Он был неоднозначной личностью, это точно. И как многим творческим людям, ему было сложно вписаться в нашу прозаическую жизнь, справиться со своей неординарностью. Это большая трагедия Виктора Анатольевича. Я помню его молодым, прекрасно образованным, творческим человеком, с хорошим вкусом. Этим он с удовольствием делился с нами. Не со всеми, но с теми, кто мог и хотел. Я с большим удовольствием вспоминаю наше общение вне школы. Его уход отчасти закономерен, но всё-таки слишком ранний. Мне очень жаль, очень…

Людмила Куруа (Чернецова)

На его уроках не было ощущения учебы, но было то, к чему стремятся многие преподаватели, – ощущение ненапряженности постижения науки.

Все как всегда: контрольные, самостоятельные, но Виктор Анатольевич всегда улыбался и никогда не ругал. И всегда по-настоящему переживал за нас.

Алина Шарапова

С ним было интересно

Я знала Виктора Анатольевича на протяжении почти 20 лет. Это был настоящий учитель, которого любили ученики и уважали коллеги. Виктор всегда был готов помочь добрым советом и делом. Последние годы его жизни мы сотрудничали очень тесно: планировали вместе уроки, готовили учеников к зачетам и к экзаменам, поэтому для меня его уход – невосполнимая утрата, я потеряла не просто коллегу, а друга. В таком возрасте люди не должны умирать, но это случилось… Виктор навсегда останется в нашей памяти как человек с которым было интересно, который обладал высокой эрудицией, читал книги не только на русском, но и на английском.

Он обожал своих питомцев, особенно любил свою собачку – Ниппи… Очень хорошо разбирался в растениях.

Нам всем будет не хватать Виктора Анатольевича. 

Людмила Малыхина, учитель английского языка

Читал Шекспира в подлиннике

Мы познакомились в театре «Святая Крепость», где он работал помощником художественного руководителя по литературной части. И он сразу произвёл впечатление хорошо образованного, эрудированного человека. Случайно я увидела, что он читает Шекспира в подлиннике. С ним хотелось сотрудничать, и мы стали работать над постановкой в школе спектакля «Ромео и Джульетта» на английском языке. Он согласился сразу, хотя это требовало много времени и сил. Позже стал преподавать английский в нашей школе. 

Оказалось, что его энциклопедические знания не ограничиваются областью языкознания и искусства. Он замечательно разбирался в аквариумистике и комнатном цветоводстве и был замечательным коллегой. С ним всегда можно было обсудить любой спорный вопрос по фонетике, грамматике, словообразованию, греческой мифологии или спросить совета, как поливать тот или иной цветок. 

Виктор Анатольевич был настоящим библиофилом, собирал книги, тщательно отбирая их. Из Америки прислал себе несколько бандеролей. Он мог говорить о какой-то новой книге так, что сразу хотелось её прочитать. 

Несомненно, что ученики и коллеги, которые общались с В.А., будут помнить его интеллектуальный подход к любому вопросу и академические знания. 

Будем помнить!

Елена Щиголь, учитель английского языка

Тонкий и деликатный…

Виктора Анатольевича знаю с 1990 года, он когда-то работал завлитом в кукольном театре. Поразила его начитанность, внутренняя порядочность. Тонкий, воспитанный, деликатный, справедливый... Система ценностей, не очень вписывающаяся в современность. 

Ольга Левина

Никогда не переставал учиться

Виктор Анатольевич был для меня учителем, в прямом смысле слова. Придя работать в школу с углубленным изучением английского из обычной школы, я нередко обращалась к нему в случаях, когда возникали сомнения в языковых явлениях. Всегда получала правильные, не подлежащие более сомнению, ответы. Будучи человеком энциклопедических знаний, он имел самые современные словари и справочные пособия. 

Виктор Анатольевич не переставал учиться всю свою жизнь. Он хорошо знал немецкий язык, изучал его самостоятельно, читал книги в подлинниках. Когда порой он обращался ко мне за консультациями, я была просто счастлива! 

Валентина Максимова, коллега Виктора Анатольевича с 1995 г., учитель английского языка

Он был творческим и увлекающимся человеком

Когда в умах учителей английского языка зародилась идея организовать театр на английском языке в школе, и встал вопрос о руководителе такого театра, кто-то сказал, что знает такого человека. Он отлично владеет английским языком и закончил ЛГИТМИК. Так или почти так Виктор Анатольевич появился в 11 школе.

Он был очень творческим и увлекающимся человеком. Когда что-то не получалось, он мог потерять интерес к делу, но многое могло и вдохновить его. Помню его решение отдать главную роль в спектакле «Гадкий утенок» Славе Григорьеву, который не достиг больших успехов в английском языке да и артистизмом, по моему мнению, не отличался. А также помню Славин триумф в этой роли, когда все вокруг увидели, что Слава – высокий белозубый красавец, прекрасный артист и наконец просто звезда с хорошим английским языком.

Когда в 90-е годы учителя стали разрабатывать элективные курсы, я предложила Виктору Анатольевичу подумать о курсе МХТ на английском языке. Он ответил, что это курс настолько обширный, что в школе его преподавать нельзя. Через некоторое время он принес наброски программы, которую назвал «Введение в историю европейского искусства». Помню как-то после урока приходит и жалуется: «Я думал, что на уроке и это расскажу, и это покажу, а пришел в класс, почувствовал атмосферу и понял, что не хочу делиться с учениками своими знаниями!» Но такие курьезные случаи происходили редко.

В.А. очень любил работать по новым учебникам, старые ему становились не интересными, ему постоянно хотелось чего-то нового. Многие выпускники говорили, как много им дал В.А. на своих уроках и что оценить они это могут только сейчас.

Он стал учителем высшей категории, экспертом ЕГЭ. 

Татьяна Банникова, заместитель директора по УВР с 1990 по 2010 г.

Он так заразительно смеялся…

Виктор Анатольевич обладал великолепным чувством юмора и иронией, в том числе и самоиронией. Даже когда он «воспитывал» своих учеников, он это делал и деликатно, и действенно, используя силу слова так, что сразу было понятно, где была ошибка и что так больше поступать не нужно. Ученики ценили и принимали критику своего учителя.

А ещё у Виктора Анатольевича был совершенно замечательный смех – я такого больше ни у кого не помню, задорный и заразительный…

Марина Балина, заместитель директора школы по УВР

Интеллигентный и энциклопедически образованный человек 

Мне довелось проработать с Виктором Анатольевичем с первых дней его работы в нашей школе. Это был особенный человек – интеллигентный и энциклопедически образованный. Удивительно, что не имея филологического образования, Виктор Анатольевич прекрасно владел английским языком. Мы, его коллеги, часто обращались к нему как к третейскому судье с просьбой разрешить наши сомнения. Ему было все интересно: последние методические теории, новый иностранный язык. Он самостоятельно выучил немецкий, французский, итальянский и шведский языки, мог читать практически на всех европейских языках. В Петербурге он мог рассказать историю практически любого дома в центре города, любой улицы. Прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. 

Татьяна Марчук, учитель английского языка

Есть люди, о которых не забудешь

Есть люди, о которых не забудешь, 

Которые оставили в душе

Тот след, что долго помнить будешь.

Увы! Их не вернуть назад уже...

Они учили нас мир видеть по-иному,

Внимательней на мир вокруг смотреть.

Нам с горечью приходится сегодня

О недоговорённом сожалеть.

Спасибо Вам, учитель и коллега,

За вашу элегантность и пример,

За ум, интеллигентность человека,

Открывшего в мир знаний многим дверь.

Елена Барачук, учитель английского языка

Он учил нас ценить дружбу

Виктор Анатольевич был особенным учителем! Он научил нас любить и уважать английский язык, любить и уважать знание. На его уроках мы никогда не боялись получить двойку, оценки были не важны! За урок один и тот же ученик мог получить двойку и пятерку. В кабинете Виктора Анатольевича было правило: разговаривать только на английском языке. И если вдруг кто-то шепотом просил стирательную резинку у соседа по-русски, наш учитель театрально потирал руки и с торжествующей улыбкой ставил двойку в журнал, громко произнося фамилию «нарушителя». «За что?!» – вопрос сочувствующего из класса. Тут же произносилась фамилия «адвоката» и ему также рисовалась двойка. И тут же, смеясь, провинившиеся клялись даже во сне разговаривать только по-английски. Никто не обижался! Мы все знали, что Виктор Анатольевич ставит итоговые оценки по знаниям и стараниям, а не выводит средне-арифметическую цифру. Поэтому мы никогда не пытались списывать и утаивать невыполненные домашние задания. Зато когда Виктор Анатольевич был доволен ответом, он потирал руки, а глаза его светились как у ребёнка. Это и была самая высокая оценка! Он был очень справедливым и чутким. За это мы его очень уважали и ценили. Он всегда был на стороне своих учеников, если тема шла с трудом, материал усваивался плохо, он всегда придумывал альтернативные способы! Например, когда мы изучали тему «английское искусство», – он с лёгкостью организовал для нас поездку в Эрмитаж и провёл урок там!!!

Благодаря ему нам хотелось оставаться в школе допоздна. Виктор Анатольевич руководил английским театром. Мы готовы были репетировать каждый день до 8 вечера. Мои родители удивлялись, что я не хотела идти домой из школы в 10-11 классе. А нам было просто интересно! Но мы тогда, будучи 16-летними подростками, еще не понимали, что он учил нас ценить искусство, музыку, английскую литературу, дружбу... В три секунды он перевоплощался из одной роли в другую, чтобы помочь нам раскрыться и вжиться в образ. Это была смехо– и искусство-терапия!!! 

Сегодня я работаю в СПбГУ, преподаю в том числе и на английском языке. Однажды на конференции, где я делала доклад, ко мне подошла модератор секции из Лондонской школы бизнеса и сказала, что ей было очень приятно слушать мою английскую речь и что у меня был прекрасный учитель. А я ответила «the best of all». 

Ольга Никифорова (Буданова)

Спасибо, что Вы были в нашей жизни

Всматриваюсь в строгое лицо на официальном портрете и понимаю, что не узнаю этого человека. Нет, не таким он был в действительности, совсем не таким… 

Когда ж это было? В начале девяностых. Прошло (страшно сказать!) более двадцати лет. Моей первой учительницей английского языка была И.С. Леонтиди. А потом эстафету подхватил Виктор Анатольевич. 

Когда-то шоумен Василий Стрельников бросил фразу, ставшую крылатой: «Улыбайтесь, это всех раздражает». Пожалуй, самая лучшая характеристика Виктора Анатольевича. Яркий, жизнерадостный, смешливый, полный энергии…. Порой таких людей бывает «слишком много». Кому-то они нравятся, кому-то нет, но равнодушным оставаться невозможно. Их появление подобно яркому следу кометы на ночном небе: искрометно и навсегда незабываемо. 

Ох, тяжело мне было учиться у Виктора Анатольевича! Перфекционист в работе он и от других требовал совершенного знания языка, который мне упорно не давался. Так и перебивалась с тройки на двойку и обратно, да только все это неважно. 

Вспоминается мне один маленький эпизод. Выпускной экзамен. Отвечаю тему «Washington, D.C». В конце, как водится, уточняющие вопросы. Отвечаю и краем глаза вижу, как Виктор Анатольевич энергично кивает головой, порядок значит, все правильно говорю. Мелочь скажете? А я вот по-другому считаю. 

Сейчас, глядя сквозь толщу минувших лет на события безвозвратно ушедшего детства, начинаешь понимать, как искренне, со всей живостью Вашего характера, Вы переживали за нас, как хотели по мере своих возможностей дать нам как можно более хороший старт в будущее. 

Спасибо, что Вы были в моей судьбе, Виктор Анатольевич! Жаль, что никогда не смогу сказать Вам это лично. 

Татьяна Бойко (Брюханова),

Мне повезло, что у меня был такой учитель

Всегда тепло вспоминаю уроки английского с Виктором Анатоль-евичем – интересные, увлекательные, ты обязательно узнавал что-то новое, а не просто изучал язык. 

Виктор Анатольевич был человеком чрезвычайно эрудированным, интеллигентным, с замечательным чувством юмора. Я неоднократно обращалась к нему за советом по языку уже и после окончания школы – он всегда помогал.

Бесконечно благодарна ему за то, что могу сейчас свободно общаться на английском в любых странах и ситуациях. Мне очень повезло, что в моей жизни был такой учитель.

Екатерина Соколова

Относился с пониманием и терпением

Он был первым моим учителем по английскому, ещё в начальной школе, в старших классах вел факультатив по техническому переводу. Помню его как очень сильного преподавателя, профессионально подходящего к своему делу. С пониманием и терпением относился к ученикам, всегда пытался объяснить и донести информацию до каждого. Как человек был скорее скромным и немного закрытым, во всяком случае как я это помню.

Павел Соловьев

Он был очень позитивным человеком!

Он вел нас со второго класса! Выпуск 2007! 

В спектаклях играли, смотрели кино на английском, читали газеты и журналы! Настолько нестандартный и креативный подход к ученикам! Я до сих пор вспоминаю с удивлением – настолько талантливый он был… 

Благодаря ему я знаю английский, как русский, практически. Все знания, которые имею, плюс американский акцент – только благодаря ему. 

Вечная память! Такой молодой ещё был, жить да жить…

Помню, мы с друзьями любили после уроков оставаться и общались с ним на абсолютно разные темы. Много смеялись. Он был позитивным человеком с отменным чувством юмора.

Владимир Смирнов

Учитель от Бога

Виктор Анатольевич был моим учителем английского языка непродолжительное время в начальных классах, но безусловно запомнился на всю жизнь. Помню, на его уроках нельзя было говорить по-русски, и сейчас я понимаю, что это самый лучший и действенный способ выучить язык. Занятия всегда проходили в позитивной обстановке, Виктор Анатольевич очень интересно и познавательно подавал материал, мы много шутили и смеялись... До сих пор я не встречала таких замечательных людей, неординарных личностей и поистине учителей от Бога как он. Я очень благодарна Виктору Анатольевичу, он один из тех, благодаря кому английский стал практически моим вторым родным языком.

Варя Благородова-Косякова

Прощайте, учитель и друг… Спасибо Вам! 

«Помнишь, я рассказывал, как случайно в Выборге встретил Тюшева? Мы тогда поболтали, и у меня было полное ощущение 1997-го, а не 2007-го. Я его, естественно, пригласил на повторный показ «Вавилонской башни», попросив привести на спектакль полшколы, понимая, что полный зал бывает только на премьере. Как в воду глядел: пришло человек 50, а это одна шестая зала, хотя афиши висели по всем школам – сам развесил. Зато мы сыграли – жаль, на премьере так не получилось: мы исправили все ошибки (текст, голос, темпоритм, декорации и т.д.) и настроились играть вовсю, несмотря ни на что! 

Короче, мы сыграли лучше, чем количество зрителей этого заслуживало. Да и качество тоже: чем меньше людей, тем тише реакция. Но был один человек в первом ряду – прямо перед сценой, – который очень бурно на всё реагировал: смеялся, аплодировал – отрывался по полной. Когда на поклон вышли, я оказался в самом центре, и мы все подошли к авансцене и поклонились, а человек оказался Тюшевым. И я за кулисами всё удивлялся: с его-то опытом сесть в первый ряд, откуда всю сцену взглядом не охватить, зато видно всё то, чего видно быть не должно: пот, дрожь в руках, подсказки – короче, не лучшие места в театре (лучшие – 5-7 ряд), а потом кто-то мне сказал: «Дурак ты. Он специально в первый ряд сел, чтобы ты увидел, что он пришёл». В общем, я играл для человека, который сидел в первом ряду. Как и тринадцать лет назад. 

Город маленький, город-маятник… Но не потому, что ничего не меняется. Меняется – просто изнутри этого не видишь: когда я жил в Питере, у меня тоже все дни были похожи друг на друга, а первый курс мало чем отличался от последнего года в Политехе. Маятник – потому что всё возвращается, а это не одно и то же, и слава богу, что возвращается: на банкете после спектакля я, растроганный визитом Тюшева, в своем тосте рассказал в двух словах эту историю, назвав его своим первым режиссёром, и предложил выпить за наших учителей – от первых и до... Тут я замялся, поскольку произносить слово «последних» мне крайне не хотелось, но на помощь пришел всё тот же кто-то из коллег: «...и последующих!»

Антон ТЕСЕЛКИН

(из письма другу 26.11.2007)

Читайте также