ПАЛЕНЫ

ПАЛЕНЫ
3862
ПАЛЕНЫ

В 1890 г. баронесса София Николаевна Николаи, младшая сестра барона Пауля Эрнста Георга Николаи, вышла замуж за графа Константина Константиновича фон дер Палена. Это событие имело значение не только для семьи баронов Николаи, оно стало частью истории имения Монрепо.

Граф К.К. фон дер Пален (1861–1923) принадлежал к старинному немецкому роду. Его прадед, Петр Алексеевич фон дер Пален (1745–1826), знаменит в русской истории как руководитель заговора против Павла I, приведшего к гибели императора. Так что союз баронессы Николаи и графа Палена в конце XIX в. соединил правнучку секретаря и помощника Павла I с правнуком организатора его убийства.

Отцом Константина был граф Константин Иванович фон дер Пален (1833–1912), занимавший в 1867–1878 гг. пост министра юстиции (его преемником стал Д.Н. Набоков, дед выдающегося писателя). Пален был отправлен в отставку после того, как суд присяжных вынес оправдательный приговор Вере Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Всё же К.И. фон дер Пален сохранил все свои прочие высокие посты, а в 1885 г. даже временно председательствовал в Комитете министров. Пален был верховным церемониймейстером во время коронования Александра III и верховным маршалом – при короновании Николая II. Однако, как известно, коронация Николая сопровождалась Ходынской трагедией, виновником которой был московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович. Для расследования ее причин велось два следствия: одно из них Николай попросил вести Палена. По словам С.Ю. Витте: “граф Пален имел неосторожность сказать во дворце, что <…> там, где великие князья занимают ответственную должность, всегда происходит или какая-нибудь беда, или крайний беспорядок”. 

К.И. фон дер Пален был женат на графине Елене Карловне фон Толь (1833–1910), дочери гр. К.Ф. фон Толя (1777–1842), знаменитого генерала и, между прочим, корреспондента Пушкина. Константин Константинович фон дер Пален, таким образом, по рождению принадлежал к высшему правящему слою и, в свою очередь, сделал чрезвычайно успешную карьеру на государственной службе. Помимо всего прочего, ему было пожаловано придворное звание гофмейстера. Именно с этим званием связана громкая история, случившаяся осенью 1916 г., в разгар Первой мировой войны. Министр императорского двора, граф В.Б. Фредерикс, прислал Николаю II пачку писем, написанных гр. К.К. фон дер Паленом своей супруге, Софии Николаевне (к слову сказать, фон дер Палены жили в Петербурге, по адресу: набережная Фонтанки, 34; это знаменитый Шереметевский дворец, “Фонтанный дом”). Каким образом письма попали к Фредериксу – неясно. Можно предполагать, что они были изъяты полицией. В этих письмах Константин Константинович крайне резко отзывался о положении тыловых областей, осуждал военную цензуру. Министр двора настаивал на том, чтобы Пален был лишен придворного звания, и Николай II согласился, хотя писал супруге: “я сознаю, что это наказанье слишком сурово”. Императрица Александра Федоровна ответила гневно: “нельзя так строго осуждать человека за частные перлюстрированные письма к жене; по-моему, это низость <…> у Паленов дело совершенно частного характера. Это ужасная ошибка со стороны Фредерикса, и притом, наверное, все дело в немецкой фамилии”. Последние слова требуют объяснения: в годы Первой мировой войны в России были очень сильны (и искусственно разжигались) протесты против живущих в России немцев. Особой мишенью была и сама царица, немка по происхождению, а также придворные, представители немецкой аристократии на русской службе.

К.К. фон дер Пален был в итоге лишен придворного звания, а после 1917 г. сыграл заметную роль в антибольшевистском движении: в 1919 г. он занимал должность председателя Совета управления Западной России на территории нынешней Латвии, занятой частями П.М. Бермонта-Авалова, командующего Русской Западной добровольческой армией. После окончания гражданской войны фон дер Палены на какое-то время переехали из Латвии в Монрепо – к родственникам Софии Николаевны. 

Константин Константинович фон дер Пален скончался в 1923 г. в Германии.  Его супруга, София, жила после этого в Монрепо вместе с сестрами и семьей сына, графа Николаса фон дер Палена (1896-1963). Граф Николас (Николай Константинович), накануне Февральской революции 1917 г. зачисленный в Петербурге в Пажеский корпус, после 1917 г. переехал в Латвию, а с 1920 г. жил в Монрепо, где помогал управлять имением сестре своей матери, баронессе Марии Александрине Николаи. Именно после ее смерти в январе 1942 г. граф Николас унаследовал Монрепо, став, таким образом, последним владельцем имения. Мать Николаи, графиня София фон дер Пален, скончалась в Хельсинки в августе 1943 г. Гроб с ее телом был доставлен на поезде в Выборг и захоронен в Монрепо, на острове Людвигштайн. Это захоронение стало последним в семейном некрополе баронов Николаи.

Сохранилось замечательное свидетельство финской писательницы Лемпи Яскеляйнен вспоминавшей, что, когда ей в 1930-е гг. понадобились для работы старые планы усадебного дома Монрепо, ее любезно принял граф Николас фон дер Пален и предоставил необходимые материалы. Когда, несколько месяцев спустя, Яскеляйнен привела на прогулку в парк одного из участников Финно-угорского культурного конгресса, проходившего в Выборге, она у самых ворот встретила графа фон дер Палена, который увидел ее издали, сразу узнал и махнул рукой в знак приветствия. По мнению молодой писательницы, граф был “симпатичным, любезным и интеллигентным человеком и очень интересовался историей своего заповедного имения”.

С Монрепо граф Николас фон дер Пален был связан не только сыновними узами. После смерти в 1924 г. первой супруги, в 1933 г. в Выборге Николас женился на баронессе Татьяне Александровне Пистолькорс (1910–1968), родной племяннице знаменитой Анны Вырубовой, фрейлины и близкой подруги императрицы Александры Федоровны. В Монрепо в 1936 г. у супружеской четы фон дер Паленов родился сын, граф Петер Александер Пауль, ставший впоследствии финским дипломатом.

Фон дер Палены стали последними владельцами имения Монрепо, и память о роде Николаи, усадебном доме, парке, острове Людвигштайн, финском Выборге 1920–1930-х гг. бережно сохраняется в их семье. В первые годы существования музея-заповедника граф Петер посетил Монрепо. Мы очень надеемся, что у этой встречи будет продолжение.

Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

Читайте также