НУ, РОЗА, ПОГОДИ!..

Непридуманные рассказы «старой клюшки»

По стране шел 1969 год. В Выборге в эту пору на вокзале функционировал ресторан. Два зала, для иностранцев и для наших, на сто мест каждый. В «иностранном» зале было огромное, во всю стену, панно, по вечерам, как положено в ресторанах первого класса, играл оркестр. Граждане ели, пили, веселились, танцевали. Знаменит был наш ресторан кухней. 

Г  отовили хорошо, как дома. Я там работала официанткой. Вообще-то у меня была профессия электросварщицы, но мне хотелось научиться вести себя за столом, понять, что такое фуршет, банкетный стол, дипстол. В общем, это целая наука, которую я освоила за 6 месяцев учебы в ресторане, под руководством Веры Семеновны Рожновой.

Как только я сдала экзамен на третий разряд, так началась практика: сначала группа из Финляндии, обслуживание по экстра-классу, затем всемирный съезд женщин в Финляндии. Вот тут мы насмотрелись на женщин всего мира, а возглавляла нашу делегацию Валентина Терешкова! Но больше всего нас взволновали вьетнамские женщины: маленькие, худенькие, в солдатской форме, в больших ботинках и у обеих тоненькие, длинные косички. Помню, Ольга Марковна, самая пожилая из нас, рыдала в голос, глядя на них, да и мы все прослезились. 

Много знаменитостей приходилось обслуживать и вот однажды слух прошел: через Выборг из Финляндии космонавты едут, ужинать будут у нас в ресторане. Естественно, у директора забота – кому поручить обслуживание? Опытные официантки все в основном с тремя классами образования, предпенсионерки – не подходят… и тут он заметил меня, а я тогда была «что надо». Тридцать пять лет, разведенка, 10 классов за плечами, да еще и знание двух языков – немецкого и финского. И он решился: «Роза! Ты! Но смотри у меня! Чтобы все было на уровне». «Ладно!» – согласилась я, а сама подумала: как получится!

Вот поезд пришел. Стою у входа в ресторан. Дверь открылась, и они вошли. Шестеро...

Сказать: это было зрелище – значит, не сказать ничего! Один был в парадной форме и со звездой героя на груди. Живьем героя я видела впервые. Я обомлела и раскрыла рот, но помощи ждать было неоткуда. Директор ресторана, который по статусу должен был быть на моем месте, спрятался за портьеру. Они стояли и смотрели на меня, я, наконец, закрыла рот, взмахнула руками и крикнула: «Господи! Мужики-то все какие красивые, синеглазые и где только вас таких выращивают?». Раздался дружный смех, а тот, который был со звездой, сказал: «Видали, как нас встречают!» Я, наконец, очнулась: «Проходите, гости дорогие! Попотчуем вас чем Бог послал». Они прошли и сели за один  стол все вшестером. Я стала открывать бутылки с «Боржоми». У меня тогда была самодельная открывашка (кто-то из умельцев подарил) – женская ножка «от бедра», а на конце туфелька с каблучком, и вот этим «каблучком» я цепляла за крышку и открывала бутылку.

«Какая красивая у вас ножка», – сказал человек со звездой героя. – Да, кстати, я космонавт Георгий Тимофеевич Береговой!»

«Очень, ну очень приятно! – сказала я. – А я официантка, Роза Петровна Кленина». А сама в это время обходила стол. Подойдя к стулу космонавта, я положила перед ним эту открывашку и сказала: «Дарю сердечно! Помни вечно!» Они захлопали. Вот тогда  я вспомнила чье-то высказывание: «Мужчины никогда не становятся  взрослыми, они всегда остаются детьми!» Казалось, чем и как можно удивить этих героических людей? А вот, оказывается, дешевая самоделка привела их в восторг, они так искренне аплодировали... Директор, Алексей Алексеевич Матвеев, закивал головой и прошептал: «Ну, Роза! Ну, погоди!» Но выговор мне впоследствии так и не объявил…

Роза КЛЕНИНА

Читайте также