Помитингуем?

1023

Сколько помню себя – все митинги и демонстрации в Выборге проходили… весной и осенью. Сначала это были традиционные, приуроченные к 1 мая и 7 ноября. Самые массовые и самые жизнерадостные. Когда их не стало, появились утверждения, будто народ туда сгоняли принудительно. Правда в многотысячных колоннах демонстрантов не видно было людей с наручниками и в кандалах...

Потом, в начале девяностых, были митинги против коммунистов. И тоже осенью. Местные демократы яростно призывали толпу митингующих со ступеней Главпочтамта (если кто не помнит) заклеймить позором КПСС и отрешить ее от руля.

Потом митинговал «Демвыбор» – за Бориса Николаевича. За спиной которого маячили гайдары и чубайсы.
Случались протестные митинги – типа того, что собрал начинающих выборгских предпринимателей, желавших «отстоять» стихийный вещевой рынок у стадиона «Авангард». Когда местные власти предложили им перебраться на цивилизованный «Южный рынок».

Или тот многолюдный, который проходил на Красной площади, когда цены в магазинах и тарифы на коммуналку отпустили в свободное рыночное плавание. Народ, увидевший квитанции, обалдел от цифр и пошел митинговать. Истинная правда – после митинга многое изменилось. Цены и тарифы стали расти еще больше.

Митинговали осенью и весной защитники города. Против пришельцев. Которые спустились на выборгскую землю с Марса с единственной целью – уничтожить город. Его дома-памятники, парк «Монрепо», средневековый замок… А то, что восстанавливать город нужно за деньги, а реставрировать дома – еще за очень большие деньги, их как-то мало интересовало. Главную скрипку в митинговых страстях играл местный демократ – однофамилец беглого украинского олигарха. А массовку на Петровской площади обеспечивали полсотни питерских десантников-градозащитников из неизвестной выборжцам организации «Живой город». Тогда подумалось, что питерским градозащитникам и «Живому городу» в Санкт-Петербурге защищать совсем нечего и они ринулись в другой субъект Федерации. Исключительно из благородных целей…

Еще один митинг так и был звучно назван организаторами – «Выборгская весна». В высоких тарифах на тепло организаторы и митингующие обвиняли…местную администрацию. Которая к их утверждению (увеличению/ снижению) не имеет никакого отношения. Вообще! Потому что это прерогатива областных структур ЖКХ. Праведный гнев понять, в принципе, можно – местные чиновники тут, рядом, а губернские далеко. И не досуг разбираться кто из них виноват. Хотя можно, если разбираться не на митинге, а хотя бы сидя в Интернете у компьютера.

И только один массовый протест в Выборге состоялся летом. 9 (22) июля далекого… 1906 года.
Тогда к изумлению российских властей появилось «Выборгское воззвание». Обращение «Народу от народных представителей». Подписанное значительной группой из 180 депутатов Государственной Думы I созыва через 2 дня после ее роспуска указом Императора Николая II. Смутьяны, которых в наше время назвали бы путчистами, тогда провозгласили: «Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную Думу. Ни одного дня Россия не должна оставаться без народного представительства. У вас есть способ добиться этого: Правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу. А потому теперь, когда Правительство распустило Государственную Думу, вы вправе не давать ему ни солдат, ни денег». Правда, после этого большинство вольнодумцев оказались в тюрьме.

А текст того давнего обращения перенес в современные резолюции все то же самое. Один в один. Как, например, вот такой призывный лозунг объявленного в конце ноября очередной группой из трех граждан очередного митинга: «Решение собственников – закон! К ответу за развал! Требуем расследования выведенных миллиардов! Требуем отставки!»

Сравните с текстом «Выборгского воззвания» 1906 года. Или с революционными 1917 года: «Фабрики – рабочим! Землю – крестьянам! Вся власть – советам!» Все то же смешение звучных лозунгов, требований и призывов. Все то же, все о том же…

К слову сказать, дамочка-организаторша явно завысила самооценку, называя число ожидаемых участников будущего митинга в 3 тысячи человек. Такого количества на митинги в Выборге не собирал никто. И никогда. Да и авторитет этого персонажа никак не вяжется с образом вождя униженных и оскорбленных – попытка избраться депутатом закончилась для нее полным провалом. Так же, как и у еще одного соорганизатора с птичьей фамилией. Работающий в СПб и проживающий там же «активист» тоже пробовал избраться в местные питерские депутаты, но так и не стал народным избранником. Все по той же причине. Теперь вот пробует почву в Выборге. А третья организаторша вообще всплыла неожиданно и никому не ведомы ее общественно-политические таланты. Может просто за компанию - как подруга или знакомая по интернету?

Так вот в чем феномен осенне-весенних митингов в Выборге. Из тех - из далеких времен. Бунтарский дух не выветрился спустя многие и многие десятки лет. Произошло только сезонное смещение.

Сергей СТАРШИНОВ

Читайте также