Новый спектакль Инны Ароновой в Выборге

1433
Инна Аронова: эта история о моем народе

Все действие разворачивается на одной улочке в маленьком городке, расположенном на стыке России, Белоруссии и Украины. В довоенную пору здесь все живут одной семьей, вместе радуются свадьбе, рождению ребенка, вместе горюют, когда у соседа случается беда. А в итоге и вместе умирают…

Инна Аронова рассказывает о судьбе еврейского народа, но на самом деле поднимает общечеловеческие проблемы. Как говорит режиссер, «Легенда маленького городка» – это история о счастье, жажде жить, любить, верить, надеяться…

В «Святую крепость» молодой режиссер пришла в 2011 году, когда вместе с однокурсницами – Ариной ЛАБЕЦКОЙ и Дарьей ЕРДЯКОВОЙ приехала познакомиться с художественным руководителем театра заслуженным деятелем искусств России Юрием ЛАБЕЦКИМ и артистами.

Николай Устинов-Лещинский: а какое чувство юмора!

– Семь лет назад, когда я впервые попала в «Святую крепость», театр принял меня радушно и тепло. Я познакомилась с актерами, закулисьем и почувствовала, что попала в дружелюбный, семейный театр, в котором особая атмосфера, – признается Инна Аронова. – Все это время я наблюдала за работой артистов, я привозила в Выборг два спектакля: «А завтра будет счастье» по рассказам Людмилы Улицкой, документальную постановку, посвященную Холокосту, «Шоа», а «Легенду маленького городка» поставила с актерами "Святой крепости". В основе последнего спектакля рассказы двух авторов – нашего современника Александра Гутина и Эфраима Севела. Авторы родились примерно в одной и той же области, как раз на стыке трех границ: один в Бобруйске, второй – в Брянской области. Они оба любимы мной, читать их одно удовольствие. Думаю, их рассказы смогли благополучно соединиться в нашей постановке.

По словам Инны, она долгое время буквально по пятам ходила за Юрием Лабецким с просьбой разрешить ей что-нибудь поставить в «Святой крепости». Главный режиссер говорил: «Может быть, когда-нибудь»… Но видимо, время наконец пришло, и они вместе стали обсуждать материал. «Легенда маленького городка» – это четвертая попытка, до этого Аронова и Лабецкий отвергли три других произведения. Этот же материал предложил Юрий Евгеньевич, Инна согласилась, и работа началась.

– Инна, как вам удалось найти общий язык с опытными, заслуженными артистами выборгского театра?

– На первой репетиции я сказала труппе: «Да, я молодой режиссер, но я уже не так молода, как мне бы самой хотелось, поэтому воспринимайте меня, как вам хочется». Понятно, что когда молодой режиссер приступает к работе с заслуженными артистами, необходимо притирание друг к другу, отношения выстраиваются не сразу, но артистам был интересен материал, поэтому уже в момент читки было видно, что они заинтересовались. Актеры полностью отдавались работе, и я благодарна им за то, что меня приняли. Я представляла себе спектакль примерно таким, каким он и получился. Честно говоря, до этого я не всех актеров хорошо знала, видела, конечно, их в работах, но не общалась лично, а сейчас в процессе репетиций нам удалось вместе создать такие человеческие образы, которые удается сделать только с единомышленниками, в команде, где все понимают друг друга.

Я довольна приемом в Выборге, процессом организации репетиций, мне давали «зеленый свет», помогали. Смело могу сказать, что этот спектакль был нужен не только мне, но и театру. Мы вместе хорошо поработали, и в планах – продолжить сотрудничество.
Интересный момент: после генеральной репетиции, на которую я пригласила друзей из Санкт-Петербурга, они мне задали вопрос: «Как в таком небольшом театре ты нашла такое количество евреев?». Вот такое получилось погружение… А вообще-то не могу не вспомнить известное юмористическое присловье: «Все люди евреи, только не все об этом знают».

Инна Аронова – гастролирующий режиссер, параллельно выпускает спектакль в Вологде (премьера состоится в начале ноября). Всего в ее копилке уже пять работ, в том числе и в «Святой крепости».

Заслуженный артист РФ Николай УСТИНОВ-ЛЕЩИНСКИЙ, сыгравший в постановке Мулю – человека, за которого все решает жена, признается, что найти общий язык с молодым режиссером удалось, хотя этот процесс нельзя назвать легким:

– Среди моих друзей немало евреев, представители этой национальности были моими преподавателями в общеобразовательной школе, в музыкальной, в институте. Это общительные, умные люди, с тонким чувством юмора. Среди них много талантов, они любят друг друга и помогают друг другу внутри своей диаспоры. Среди русских такой сплоченности, к сожалению, нет, каждый сам за себя…

Честно признаюсь, спектаклем доволен. На мой взгляд, для артиста попасть в материал такого накала, великой боли и одновременно блистательного юмора, донести до зрителя сострадание к народу, который, как никто другой, подвергся преднамеренному геноциду, – это почетная миссия. Здесь все зависит от сердца, с которым ты родился и от того, поцеловал ли тебя в свое время бог, т.е. от степени таланта… Невозможно выходить на площадку, чтобы не прожить эти полтора часа на всю катушку.

Ольга Смирнова: в нашей семье всеми командовала бабушка...

А вот что говорит актриса Ольга СМИРНОВА (Розалия Моисеевна):

– В свое время я играла в «Маленькой луне на вечернем небе», где присутствовала еврейская тема. В моем роду были евреи, при работе над образом что-то я взяла от собственной бабушки, Раисы Наумовны, которая была главой семьи, всегда всеми командовала. Дед был выше ее на три головы, но бабушка всех строила по ранжиру: муж, трое детей, невестки, зятья, внуки. Она прекрасно готовила, мы всегда были сыты. Когда моя мама попала в эту семью, Раиса Наумовна первым делом научила ее печь пироги и готовить рыбу.
Погрузиться в тему было не трудно, с легкостью дался соответствующий говор, сложнее было запомнить специфические еврейские выражения. Мы же так не говорим: «Что вы хотите сказать за свадьбу?». Очень интересно было побывать в синагоге, увидеть, как себя ведут взрослые, дети, узнать, что продается в кошерном магазине, для чего предназначен в синагоге второй этаж?..

Что касается работы с Инной, то она сама трудоголик, и нас заставляла выкладываться по полной: со второй репетиции она запретила подглядывать в текст. К июню спектакль был практически готов, а осенью Инна стала «двигать материал» в другие стороны. Но в целом мне было интересно, мне вообще нравится работать. По большому счету введения режиссера были вполне обоснованными. «Легенда маленького городка» запомнится мне помимо всего прочего еще и танцами, хореографию ставила заслуженный работник культуры Людмила РЕМПЕЛЬ. Самые теплые слова в адрес художника-постановщика Елизаветы ЕГОРОВОЙ, которая нашла компромисс между моим природным нежеланием носить платок и необходимостью повязки на голове.

Получилась ли история, судить, конечно, зрителю, изнутри артистам кажется, что получилась. Я стою на сцене, знаю, что глаза у меня накрашены, но я плачу… Плачу не по сценарию, просто не могу удержаться…

В главных ролях в спектакле также заняты: Татьяна ТУШИНА, Максим ГЛАДКОВ, Арина ЛАБЕЦКАЯ, Антон КОСОЛАПОВ.

Беседовала
Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также