Чтобы дома посмотрели. Юлия Асоргина представит в Выборге новую программу

Чтобы дома посмотрели. Юлия Асоргина представит в Выборге новую программу
1810
Чтобы дома посмотрели. Юлия Асоргина представит в Выборге новую программу

Актриса и певица Юлия Асоргина давно живет в Петербурге. Замужем за композитором, служит в «Мюзик-холле», играет в антрепризах, выступает сольно. Гуляет с маленьким сыном в Таврическом саду. Но время от времени испытывает потребность, как она говорит, «отчитаться» – и с каждой новой авторской программой приезжает в родной город. 6 мая в «Святой крепости» состоится ее спектакль-концерт «Клавдия Шульженко. О жизни и любви».

Мама Юлии, художник-модельер Елена АСОРГИНА в «Святой крепости» практически со дня основания. Поэтому детство Юли и ее сестры прошло за кулисами.

– Давно я про это не вспоминала… Мы с другими «театральными» детьми играли у мамы в бутафорском цеху. Там все время что-то красили. Я и сейчас ощущаю этот запах – краски и «богемного» дыма. Я не помню, чтобы мы наряжались в костюмы, а вот в прятки в кулисах играли. Мама с удовольствием обшивала нас с сестрой по журналам мод (их до сих пор дома стопки огромные). А я, глупая, как-то сказала ей: «Пожалуйста, купи мне костюм спортивный, как у всех!»

О независимости  
Я часто выступаю как свой собственный менеджер, договариваюсь о площадках для вступлений.  И если раньше я этого боялась, то сейчас  получаю от этого «кайф».  Когда ты сам управляешь, это намного проще, чем если сидишь и ждешь.

Спортивный костюм «вышел на сцену» не случайно. Все школьное детство Юлия занималась художественной гимнастикой у Людмилы Гурьяновой. В ней и сейчас это сходу узнаешь: гладкая прическа, безупречная осанка. В 14-й школе девочке прочили олимпийское будущее. Учительница начальных классов даже делала для нее исключение, разрешив носить часы (всем остальным это возбранялось): «У Асоргиной весь день по минутам!»

– Сейчас, конечно, это смешно: когда мне было 13 лет, я влюбилась в эстрадную звезду. Дома до сих пор лежит автограф этого певца: «Желаю исполнения твоей мечты». А мечта была – стать артисткой...

На тот момент я за компанию с сестрой занималась в Доме офицеров в музыкальном кружке. А тут пришла в 1-ю музыкальную школу. Мне сказали: ваш поезд ушел, давно! Тогда я пошла во

2-ю музыкальную, где меня взяла Людмила Леонидовна КУЗИНА. В ней столько энергии! Я не знаю, как она все успевает. Помню, как мы вдвоем с ней, встав в 4 часа утра, ехали в Питер на электричке, и по пути учили сольфеджио. Она мне и посоветовала: поступай в училище культуры на дирижерско-хоровое отделение, это основа основ.

После Ленинградского областного училища культуры было музыкальное училище имени Мусоргского и уже после – Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства.

– В академии мы с однокурсниками дневали и ночевали – свободного времени практически не было: актерское мастерство, вокал, речь, сценическое движение… Но меня не оставляла мысль, что я хочу быть на сцене одна. Наивысшая степень мастерства для меня – держать внимание зала в одиночку, как это делают великие артисты – Жак Брель, Елена Камбурова, Уте Лемпер, Шарль Азнавур. Я начала пробовать себя в жанре актерской песни.

О сыне
Мише скоро два года, и он мой свет в окне. Я думала, что материнство - это не моя история. А теперь я мама, это главное в жизни.

Позже пришла к моноспектаклям. И в Выборге мы покажем моноспектакль. Хочу пояснить, в чем для меня феномен Клавдии Шульженко. Вроде бы она не была первой красавицей, и «большой» певицей тоже не была.. А вот все это вместе – шарм, женственность, харизма, как сейчас принято говорить, и, конечно, то, что она из каждой песни делала спектакль… Знаете, у нее есть «Три вальса»? Это сага, это песня-жизнь. Я долго к ней подбиралась, все думала: рано, рано. Потом попробовала спеть в одном концерте, в другом. Зритель ведь своими аплодисментами отвечает на многие вопросы. И здесь был такой резонанс, что я поняла: правильно. А когда у меня в репертуаре набралось несколько песен Шульженко, то и возникла идея сделать спектакль. Я обложилась книгами. Что мы знаем о ней? У многих она ассоциируется только с «Синим платочком». А на самом деле это огромный пласт советской культуры. Шульженко оставила потрясающие профессиональные воспоминания (теперь это моя настольная книга), где досконально описывает, что на сцене ничего случайного быть не может, каждый жест, каждое слово продумано. Она была непростая, неудобная, острая на язык. В СССР были периоды борьбы с лирической песней, а у нее весь репертуар построен на лирике...

У нее было много «сердечных» увлечений. В нашем спектакле с юмором обыгрывается каждый новый случай. Глупенькой девочкой пришла она устраиваться в Харьковский театр, пела «жестокие романсы» – хотела изыск показать. (Один из них – «ШелкОвый шнурок» – я включила в программу.) В комиссии был режиссер Синельников, который через пошленькие сюжеты разглядел талант. Есть такие мудрые люди в театральной среде, которые сразу видят про тебя все…

В Петербурге мы играем спектакль на разных площадках. Осенью показали его на престижном фестивале моноспектаклей «MOHOfest» в Перми. И получили там вторую премию! Председателем жюри был наш питерский театральный критик Андрей ПРОНИН. Во время открытых обсуждений он признался, что, увидев анонс, подумал: нужно этот спектакль как-то пережить и забыть, но потом… Я столько профессиональных дифирамбов в свой адрес не слышала никогда. Я переживала, как воспримет этот материал молодежная аудитория. В Перми после одной из репетиций ко мне подошел очень юный человек и сказал: «Прикольные песенки!». И я поняла, что в его устах это равнозначно «Золотой маске».

Мы старались совсем уйти от внешнего сходства с Шульженко. Более того, хотели переделать аранжировки, но потом поняли, что людям, особенно пожилым, важно слышать эти песни так, как они привыкли, и лишь добавили джазовых гармоний.

Партию фортепиано исполняет Анатолий АЛЬПЕР, мой старинный друг. Мы познакомились, когда я поступала в театральную академию, а он аккомпанировал абитуриентам. Когда возникла идея этого концерта, я сразу поняла, что Анатолий – именно тот, кто мне нужен. Помимо того, что он виртуозный джазовый пианист, у него еще «фирменная», колоритная внешность. И он с энтузиазмом согласился! В общем, это подарок судьбы для меня. Режиссер нашего спектакля – Снежина КОПРОВА, и это тоже удача. А костюмы, конечно, мамины.

О чтении
Любимая книга - та, что читаю сейчас. Сейчас я читаю «Тени зазеркалья»

В школе любовь к литературе воспитывала в нас наша замечательная Светлана Васильевна АБРАМОВА. В театральном институте я окончательно поняла, почему актеру важно много читать. Потому что, говоря словами Аллы Демидовой, эстрада это: «Здравствуйте, я к вам!», а театр наоборот: «Вы ко мне». Я хочу, чтобы то, что я делаю, было со вкусом и никого не оставляло равнодушным. Чтобы человек пришел с моего спектакля и открыл книгу. В своих программах я читаю много стихов. Но не буду раскрывать всех секретов. Сами все увидите!..

Записала Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Читайте также