В Выборгском замке гость из прошлого

В Выборге гость из прошлого
1363
Юрий Николаевич Пугин

Член общества «Памаус», возникшего в Выборге для поддержки местных предпринимателей 140 лет назад, почетный член Благотворительного русского общества, существующего в Финляндии, Юрий Пугин родился в Выборге 2 мая 1936 года на улице Выборгской, 22.

В начале XX века здесь жили шведы, немцы, финны, почти половину населения составляли русские. Пугины были коренными выборжцами, но в 1939 году семья навсегда покинула город.

Из России в Финляндию

В позапрошлом веке два брата из Ярославской губернии решили поменять место жительства: в большой семье хлеба на всех не хватало. Это были Николай и Иван Пугины, дед нашего гостя. Им не составило особого труда в 14-летнем возрасте приехать в Финляндию, которая в то время входила в состав России. Работали у русских предпринимателей, поначалу были что называется на побегушках. Вскоре познакомились с двумя сестрами, жившими в Петербурге, - получилось две семьи Пугиных. Одна осталась бездетной, зато во второй родилось шестеро детей: две дочери и четыре сына, один из которых, Николай, стал отцом Юрия Пугина:

Папа родился в 1909 году, а мама на полгода раньше. Отец ходил в русский лицей, потом захотел учиться в Тарту на ветеринара, но не получилось: умер его отец, и папа стал работать в Выборге на шоколадной фабрике Васильевых, в Сорвали. Директор Федор Филиппович Васильев пригласил его на должность торгового представителя в Финляндии. Мама тоже прошла русский лицей и после окончания коммерческого училища поступила работать конторщицей в  фирме по торговле тканями.  

Вера Михайловна - выборжанка из рода Павловых, её отец приехал сюда из Смоленска, жену нашел в Выборге из семьи предпринимателей Григорьевых.

Я жалею, что не могу ничего рассказать про старый Выборг: когда мы уехали, мне было три с половиной года. Все мои деды умерли, а отец ушел из жизни в возрасте 36 лет, когда война уже была позади. Скончался он скоропостижно, от болезни, мне было тогда 9 лет. Родные много рассказывали о жизни в Выборге, но я был молод, и тогда мне это было не слишком интересно. Сегодняшним молодым людям вся эта история тоже до лампочки (я знаю, есть такое выражение). Помню только, что по рассказам, город был веселый.

Так, в Первомайский праздник молодежь гуляла в ресторане «Эспиля», а мама с папой прогуливались мимо по парку, и вдруг,  через открытые окна ресторана, услышали радостный крик: «Когда же будет прибавление семейства?!» А на следующий день появился я.

Наш собеседник прекрасно говорит на родном языке. До 4-5 лет разговаривал только по-русски, а после войны в Хельсинки обучался в школе, в политехническом институте уже, конечно, на финском языке.

Вспоминает такую историю: однажды, когда ещё шла война, он ехал с мамой по Хельсинки в трамвае, вдруг увидел в окно что-то интересное и крикнул по-русски, после чего заметил не вполне дружелюбные взгляды остальных пассажиров. Именно тогда мама попросила мальчика публично говорить только на финском языке. А по-русски он говорил с бабушкой в огороде и с дедом на рыбалке. Правда потом, во взрослые годы, когда в течение 30 лет работал во внешней торговле: продвигал товары массового спроса в Советский Союз и в Россию, знание русского языка очень пригодилось.

Павловы (его родня со стороны матери) сейчас тоже живут в Финляндии, а когда-то, в раннем детстве мальчик  частенько бывал у деда на даче под Выборгом. Дед работал мастером по строительству в Петербурге с начала века до 1917 года, а на выходные приезжал в Выборг, где жила его семья. Когда закрыли границу, работу найти не смог. Есть семейное предание о том, что весной 1918-го он чудом не попал под расстрел. Впоследствии дед работал на колбасном заводе в Выборге.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Дом, в котором жила семья, принадлежал Анне Дмитриевне Пугиной, его построил её муж, которого в 1914 году не стало. Юрий Николаевич приходился Анне внучатым племянником.

В 1926 году в их доме была зарегистрирована домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сегодня в здании располагается Пенсионный фонд, а церковь действует в Хельсинки, в районе Мунккиниеми. История её вкратце такова.

В Выборге гость из прошлого

Домовая церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Вскоре после революции православные прихожане стали искать возможность организовать общину. Анна Дмитриевна сдавала внаем квартиры в своем большом доме, и в деревянных постройках во дворе. Детей у неё не было, а средства на то, чтобы денежно помочь этой общине, имелись. Церковь разместилась в деревянном доме во дворе, занимала одно крыло в той части постройки, которое упиралось прямо в улицу.

Потом было вынужденное переселение в Хельсинки. Со временем на сбереженные деньги, Анна Дмитриевна построила новое помещение для Покровской общины, все связи с Москвой были уже прерваны, и она получила поддержку в проведении православных служб и таинств из Парижа. Но в 1946 году представители духовенства из Москвы предложили свое покровительство.

И оттуда к нам прислали настоятеля и церковных помощников. Сейчас настоятелем служит отец Виктор ЛЮТИК.   Община действует, много прихожан, особенно новорусских переселенцев. В приходе числится около 300 человек. Я раньше тоже был в этом приходе, но затем перешел в финскую православную церковь.

Сейчас община подчиняется Московскому патриархату, а служения ведутся только на церковнославянском языке. Примечательно, что владыка Кирилл приезжал в Финляндию в 1976 году на праздник Покрова (тогда он служил в Смоленске и возглавлял отдел внешних связей).

Моя мама была в то время старостой общины. Чтобы устроить обед для гостей, я пригласил всех в свою квартиру - так мне посчастливилось увидеть будущего патриарха. В первые годы члены Покровской общины были выборжанами, делились воспоминаниями о жизни в Выборге, но сегодня старшего поколения уже нет. Осталось лишь несколько прихожан, предки которых родились в Выборге. В основном это русские эмигранты середины 90-х с финскими корнями, им сразу стали давать гражданство по закону, введенному президентом Койвисто. Эти люди смогли объединиться в этой общине. Но выборгского там уже очень мало, их Выборг не интересует.

Работа в торговом представительстве

Юрий Пугин как торговый представитель несколько лет прожил в Москве, а затем в Ленинграде:

Мы находили производителей, продвигали финские товары на советский рынок. Каждый год представители минторга делали отбор из сотен образцов обуви, одежды, детского питания, сладостей... Когда через полгода работы я увидел мое платье на женщине, идущей по московской улице, то был очень счастлив!

В 70-80-х годах в Ленинграде мы устраивали выставки «Женщина и мужчина». Мне приходилось тогда раз 150 раз проезжать через Выборг и зимой, и летом, и днем, и ночью. Ленфинторг закупал много товаров ширпотреба. Тогда моей семье посчастливилось бывать в театре, и я познакомился с великими актерами того времени: Ефимом Копеляном, Владиславом Стржельчиком, Кириллом Лавровым. Кстати, Лавровы всей семьей гостили по моему приглашению в Финляндии в 1991 году.

Почетный член Русского благотворительного общества

В Хельсинки позапрошлого века жило очень много русских (предприниматели и духовенство), стоял военный гарнизон. Тогда с помощью российского императора было основано общество, призванное помочь самым бедным прослойкам русского населения. 110 лет тому назад для детей построили приют, а через некоторое время рядом возвели богадельню. Но сейчас детских приютов в Финляндии нет, а на том участке находится дом престарелых для русских. Содержание проживающих там 70 пожилых людей обеспечивает город. Правление общества согласует кандидатуры с местной властью.

В 2011 году построен новый дом с квартирами, которые арендуют 30 человек русского происхождения. Юрий Николаевич рассказывает, что 10 лет назад заседание правления проводили на русском языке, а сейчас полностью перешли на финский: русский знают лишь некоторые члены правления.  

«Недавно меня укусила муха ностальгии»

- Я решил приехать сюда и покопаться в архивах. Очень много нового и интересного для меня нашли. В архиве я получил копию личного дела отца, учащегося русского реального училища Николая Пугина. И еще один интересный документ 1918 года отыскался… У Анны Дмитриевны в доме квартировал поручик Кирилин, который служил в ликвидационной комиссии. Когда он был расстрелян, домовладелица похоронила его на собственные деньги. Оказалось, что есть решение русской комиссии, которая располагалась на Александеркату 7, о том, чтобы выплатить Анне Дмитриевне 350 финских марок за устройство похорон…

В Выборге гость из прошлого

Современный вид дома на Выборгской 22

Много вопросов было задано гостю, в том числе, и такой: будет ли Пугин претендовать на свой дом.

- Нет, потому что финское государство по заявке беженцев - владельцев недвижимости возместило им убытки. Первое возмещение прошло в 1946-48 годах, а потом еще дополнительно моя бабушка получила деньги в середине пятидесятых. У меня все документы сохранились, где указаны все вещи, которые в доме были, все было подсчитано и компенсировано…  

А вот что рассказал гость о своей семье:

- Галина Михайловна из русской семьи Мельниковых, живших в Хельсинки. Наши дети тоже русские! Они говорят по-русски, но внуки - уже нет. Имена детям даем только русские: сын Леня, дочка Марина, внук Павел, внучки Анна, Элла и Нора. Все живут в Финляндии, все Пугины: у нас не обязательно называть детей отцовской фамилией, можно и материнской.

Мой сын, Лео ПУГИН, журналист, работает в Helsingin Sanomat.

Весной будет 20 лет, как я получаю полную пенсию (с 64 лет). Моя пенсия довольно хорошая, можно купить большую квартиру, и даже помогать детям, внукам оплачиваю мобильную связь.

В семье Пугиных варят борщи, пекут блины, но особенно любят пельмени.

Первый раз Юрий Пугин проезжал Выборг на своей машине в 1966 году, а последний - в 1997 году. За свою жизнь был здесь 3-4 раза дня на два как турист в замке, библиотеке. Говорит, что сейчас машин у нас  стало гораздо больше, на улицах много молодежи… Собирается, если сил хватит, приехать сюда весной всей семьей. Сокрушается: 25 лет назад мог бы приехать сюда со своей мамой, она бы многое могла вспомнить и рассказать о годах, проведенных в Выборге…

Ольга НАБАТОВА

"Когда-то дом на Выборгской, 22  принадлежал семье Пугиных" - название материала в печатном номере газеты № 76 от 28.09.2018 г.

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также