1918-й. Конец апреля. В ЛОГАВ – новая выставка

1132
1918-й. Конец апреля. В ЛОГАВ – новая выставка

В Ленинградском областном государственном архиве в Выборге (ЛОГАВ) открылась выставка «Выборг. 1918», посвященная кровавой странице истории нашего города. Создатели потратили немало сил, чтобы выбрать из большого количества документальных свидетельств той поры наиболее красноречивые.

Говоря о терроре вековой давности, директор дома-музея Ленина Надежда ЗАБАВСКАЯ напомнила, что финские хозяева дома на Александеринкату, незадолго до этого укрывавшие у себя вождя мирового пролетариата, были непосредственными участниками тех событий:

– Юхани Латука был одним из организаторов и руководителей отряда Красной гвардии в Выборге, он с самых первых дней участвовал в событиях Гражданской войны в Выборге.Директор дома-музея Ленина Надежда ЗАБАВСКАЯ

Сотрудниками дома-музея ведётся большая научно-исследовательская работа, в ходе которой найдены подлинные предметы – повязка финского красногвардейца, чехол на фуражку, штандарт рабочего общества. Сейчас они хранятся в Москве, а копии представлены на открывшейся в ЛОГАВ выставке.

– 10 лет назад один из посетителей музея рассказал, что его дед Борис Андреевич Кузнецов в 1918 году был в Выборге. Окончив Константиновское артиллеристское училище, в сентябре 1917 года младший офицер Кузнецов приехал в 8-ю роту крепостного артиллеристского полка под начало полковника Софийского и пробыл здесь по май 1918 года. Потом, будучи уже зрелым человеком, записал свои воспоминания.Надежда Забавская.

На открытие выставки приехали правнучки самого командира Выборгского крепостного артиллеристского полка Михаила Тимофеевича Софийского Мария СТЕПИНА и Светлана ЛАТЫШЕВА. В начале 1990-х трёх его внучек отыскала и впервые привезла в Выборг Зинаида НОВОСЁЛОВА, изучавшая эту страницу нашей истории весьма тщательно.

– Мы выросли на рассказах о нашем прадеде, мы знали о нём очень много. Всё это укладывается в хрестоматийный образ хорошего и доброго семьянина, преданного своим близким, чуткого, чуждого агрессии. И то, что мы узнали уже здесь, укрепляет нас в этом мнении. Михаил Тимофеевич был профессиональным военным. Именно поэтому он должен был относиться очень ответственно ко всему, что делал. И то, что он разделил участь своих солдат, говорит об ответственности личной и исторической, – подчеркнула Мария Степина, внучка младшей дочери Михаила Софийского  Натальи.

Полковник (к тому времени уже в отставке) Софийский был расстрелян вместе с солдатами и офицерами и похоронен на Сорвали...

Ведущий архивист ЛОГАВ, куратор выставки Елена МАСЯЖ представила первым посетителям документы и экспонаты:

– Документы хранятся в делах 506 и 504 фонда. Эти дела огромны по объему. В них сохранилось, например, обращение к командованию представителей польского батальона, просивших не отправлять их на родину, где происходили революционные события. Дальше, листая чуть более поздние документы, я нашла все эти имена в списках расстрелянных.Куратор выставки Елена МАСЯЖ

Яркая деталь: разбирая документы, сотрудники архива обнаружили в одном из дел окурки, они тоже заняли место в экспозиции.

Жестокое противостояние участников тех событий ярко иллюстрируют представленные документы, фотографии, предметы. Расстреливались все, кто носил русскую офицерскую форму и не говорил по-фински – за 29-30 апреля около 400 жертв, а всего – около трёх тысяч. Сейчас трудно представить, но ровно через год после тех страшных событий, 29 апреля 1919 года, Выборг праздновал парадом их годовщину.

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также