КОГДА ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ СКАЗКИ, МОЖНО СОЗДАТЬ ЕЕ САМОМУ

КОГДА ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ СКАЗКИ,  МОЖНО СОЗДАТЬ ЕЕ САМОМУ
КОГДА ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ СКАЗКИ, МОЖНО СОЗДАТЬ ЕЕ САМОМУ КОГДА ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ СКАЗКИ, МОЖНО СОЗДАТЬ ЕЕ САМОМУ

В этом музее главный экспонат – сама штольня

На заре ХХ века эти рукотворные пещеры предназначались для защиты от газовых атак и других угроз Первой мировой войны. 

В 1940-е здесь хранились боеприпасы. Сегодня потомственный аграрий Виктор СИЛАКОВ выращивает здесь вешенки. А в одной из штолен ему давно хотелось устроить что-то особенное...

На сайте финского военного архива по запросу «Раутакорпи» (бывшее название этого места) Виктор нашёл фотографии, свидетельствующие о том, что в этих гранитных пещерах в годы войны располагался склад для артиллерийских снарядов и пороха. На чёрно-белых снимках, распечатанных на больших баннерах, хорошо различимы коммуникации, которыми были оснащены помещения – приточно-вытяжная вентиляция, навесы для отвода избыточной влаги (в пещере практически круглый год + 6о С и очень высокая влажность).

– Меня изначально впечатлило это место, – говорит Виктор Силаков. – Захотелось, чтобы люди тоже могли увидеть его. 

В 78-метровой галерее потрясающая акустика. К Виктору уже наведывались музыканты – голос звучит сказочно, проверили они, а для инструментальной музыки помещение нужно немного экранировать. На искрящемся граните художественная подсветка создаёт ощущение нереальности.

– Многие, когда заходили сюда, отмечали, что замкнутое пространство гнетёт. А игрой света мы его «разгрузили». Конечно, надо заполнять экспозиционное пространство, добавлять интерактива. Пока единственный экспонат в нашем музее – это сама штольня. В ней впечатляет работа, проделанная более ста лет назад без техногенной помощи; над головой – ещё метров 10-15 толщи гранита. Но есть идеи использования этого помещения. Мы встречались с директором военного центра Карельского перешейка Баиром ИРИНЧЕЕВЫМ – у него есть свои предложения. 

Виктор ещё не назначил дату открытия музея, просто показывает приезжающим сюда людям пещеру. На полу здесь хорошо различимы круги – это отметины от бочек с квашеной капустой: до 2000-х штольни использовались советскими военными и пограничниками под овощехранилище.

В четырех соседних штольнях выращиваются вешенки. Виктор как завзятый грибовод (на самом деле он занимается этим всего лишь чуть больше года) рассказывает, как растут грибы. Освещение имитирует смену дня и ночи. В мешках с субстратом сделана перфорация; грибной мицелий тянется к отверстиям – за светом и кислородом. Рабочие при сборе вешенок не срезают грибное «соцветие», а выкручивают особым способом, чтобы не повредить грибницу. После трех волн плодоношения (каждая 10-12 дней, первая – самая интенсивная) мешки с субстратом переносят в следующую штольню, где они ещё какое-то время плодоносят. Отработанный субстрат, состоящий большей частью из соломы, местные жители и дачники с удовольствием разбирают на органическое удобрение.

В природе вешенки обычно растут на поваленных деревьях, плодоносят до заморозков; собственно, для «приручения» они и были взяты из природы. Выращивание грибов в «тепличных» условиях – весьма хлопотное дело: чтобы поддерживать необходимый уровень влажности, смонтирована специальная установка, периодически вырабатывающая мелкодисперсный пар (туман). Гранитные стены штолен выбелены негашёной известью, которая дезинфицирует поверхность. 

– Ещё до того, как появились рабочие, я прожил здесь около года. Покупал маленькие партии субстрата (сначала тонну, потом две, пять), сам разгружал, выставлял, срезал грибы, фасовал, возил в Питер. Потом мне помог субсидией агрокомитет, были созданы рабочие места, мы стали наращивать объёмы. Так что я знаю, что такое срезать и упаковать 200 кг грибов в одиночку. Это помогает в сегодняшнем управлении грибным хозяйством.

– Вы сами едите свои грибы?

– Довольно часто: жена готовит супы, пироги, маринует их, жарит. Какое-то из этих блюд есть на столе каждый день. Они же вкусные, полезные. 

Говорят, что выращивание шампиньонов – это работа, выращивание вешенок – искусство. Здесь надо чувствовать разные нюансы. Даже если по датчикам все параметры выдерживаются, то всё равно приходится что-то корректировать: например, данный штамм на этой соломе «любит» чуть меньше влажности.

Остаётся добавить, что штольни с грибами также доступны для посещения туристами, которые приезжают в музей. И на прилегающей территории есть что посмотреть: на вершину гранитного кряжа, где устроена смотровая площадка, ведут ступени и расчищенная тропа. Вид на окрестности – потрясающий!

Елена СТЕПАНОВА

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев