КИРИЛЛ СБИТНЕВ О СЕБЕ, ТЕАТРЕ И "ОРКЕСТРЕ"

2 марта на суд выборгского театрального зрителя будет представлена премьера спектакля "Оркестр" по пьесе французского драматурга Жана Ануя. Спектакль стал продолжением творческого сотрудничества театра "Святая крепость" с московским режиссёром Кириллом Сбитневым, выпустившим в прошлом году полюбившийся многим спектакль "Бесконечный апрель". Накануне премьеры режиссёр рассказал о своей работе.

- Стать режиссёром – мечта всей жизни, или вы пришли к этому случайно?

- Это получилось неожиданно. Изначально думал заняться журналистикой, но сильных мечтаний на этот счет не было. Потом возникла детская театральная студия. Я увлекся и решил поступать. Окончив актерский курс у Дитятковского в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, на каком-то этапе понял, что хочу делать что-то свое. Это направление дало мне больше творческих возможностей.

- Как вы относитесь к критике? Принимаете ее?

- Нет. Мне кажется, что сейчас как таковой профессии критика нет. Есть, конечно, люди, для которых это – профессия, а не выражение собственного мнения. Сейчас идет определенная спекуляция на своем имени – ко мне прислушиваются, значит, я имею право высказывать свое мнение. Имеешь.
Только не надо выдавать это за профессиональную критику. Поэтому мнение простого зрителя для меня намного важнее.

- Есть ли в жизни люди, чье мнение очень важно для вас?

- Да, конечно. Есть люди, к которым я прислушиваюсь. Не гарантирую, что я последую их совету, но, как говорится, в споре рождается истина. У меня свое мнение, у них – свое, со стороны. В результате получается что-то третье, чего ни я, ни они не могли предположить.

- Чем вас привлекла пьеса "Оркестр"?

- Я прочитал ее давно. На тот момент для меня эта пьеса была одна из многих. А сейчас так совпали обстоятельства – приглашение Юрия Евгеньевича Лабецкого и мое желание продолжить работу в этом театре. Чем привлекательна именно эта пьеса, мы поняли уже в процессе постановки. Мы рассказываем историю не про Францию и французов, оккупацию, войну или фашистов. Главным образом, это история людей, оказавшихся в состоянии растерянности. И мне кажется, что мы все сейчас находимся в этом состоянии непонимания – где мы. Я услышал в этой пьесе вопль: мы никак не можем себя найти – ни в связи с государством, ни в связи со своей семьей, ни в связи с самим собой.

- У вас есть какие-то критерии при распределении ролей?

- Все происходит интуитивно. Причем мне часто говорят, что мой выбор очень странный. И когда я приехал сейчас, было много вопросов, почему именно так. Но, уже зная некоторых артистов этого театра и предполагая на определенные роли тех, с кем еще не работал, я посчитал, что нужно сделать именно так. И чем больше мы репетируем, тем больше становится понятно, что я оказался прав.

- Актерский состав "Оркестра" в большинстве своем перекочевал из спектакля "Бесконечный апрель". Исключением стала роль Пианиста, отданная Сергею Пропажину. Вы заприметили его в "Тестостероне" Г. Цнобиладзе во время показа эскизов лаборатории?

- Я опять-таки не знаю, как это получилось – и этим слагаю с себя ответственность. Просто так получилось.
Я не могу сказать, что я загорелся, смотря на Сережу в "Тестостероне", хотя он прекрасно работает там. Просто после премьеры "Бесконечного апреля", когда я приезжал летом дорабатывать эскиз, мы с ним познакомились, разговорились и я вдруг почувствовал в себе какую-то амбициозность. Потому что Сережа – "вещь в себе". И мне захотелось попробовать пусть не открыть его полностью, но хотя бы приоткрыть.
Хотя, с другой стороны, мне нужно, чтобы артист играл какого-то человека, а не вытаскивать личность самого артиста. Но в Сереже есть какая-то загадка, которую мне хотелось разгадать.
- Получилось?

- Увидим 2 марта на премьере.

- Помимо того, что вы талантливый режиссер, вы не менее талантливый сценограф. Всегда совмещаете режиссуру с ролью художника-постановщика или бывали случаи, когда вы доверяли эту работу кому-то еще?

Пока что это делаю только я. Может быть, наступит момент, когда отдам эту роль полностью художнику спектакля, но, честно говоря, у меня пока еще не было опыта работы бок о бок с художником. Меня это пока не расстраивает и не тяготит.

- Хотелось бы еще раз вернуться в "Святую крепость"?

- Позовете – приеду. Прилечу!

Читайте также