ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИКОНЫ

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИКОНЫ
1588
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИКОНЫ

«Образ святого Олафа небесного, покровителя Выборга, преподнесён в дар кафедральному Спасо-Преображенскому собору культурно-просветительским обществом «Олавгард». Автор иконы Андрей Кирюта».

Что тут добавишь? Остаётся рассказать об иконописце. Кажется, вы о нём ничего не знаете. 

Знакомьтесь: Андрей Кирюта. Вырос в Запорожской области, после школы три года отслужил в морчастях погранвойск, по образованию культуролог – в своё время окончил Санкт-Петербургский государственный институт культуры. Живёт в Выборге с 1999 года. Его работы находятся в частных собраниях России, Финляндии, США.

– Ещё когда учились с товарищами на отделении мировой художественной культуры, стали, так сказать, религиозными романтиками, неофитами. Раньше ведь литературу по этой теме было не достать. Помню, однажды купил «Толкование на Библию» за сто долларов. Здесь, в Выборге, встретился с живописцем Валерием Караваевым, делили с ним мастерскую, вместе осваивали иконопись. Сейчас Валерий живёт в Москве, занимается росписью храмов.

Андрей пишет только иконы, работает яичной темперой, но в его мастерской есть и живопись: нужно было «почувствовать» масло, объясняет он, потому что икона «Святой Олаф второй Харальдссон, князь Норвегии» написана в смешанной технике. К её созданию готовился несколько лет. Писал полгода, в промежутках между основной работой. 

Обычное ремесло иконописца – копирование с образцов. Заказы Андрею поступают в основном из храмов. Так, в реставрируемом Покровском храме Лужской епархии находится полтора десятка икон Кирюты. В Спасо-Преображенском соборе - 16, в том числе та, что расположена над входом в храм, Сергия Радонежского (на правом столпе), Матроны Московской (на левом столпе), «Моление о чаше» в алтаре, четыре иконы на малых приделах. А эта, 17-я – подарок от общества «Олавгард», к которому Андрей принадлежит. Напомним, что стараниями членов общества, учредителем которого является Владимир ЖАК, в последние годы во многих храмах района появились изображения святого Олафа. Все они написаны в византийской манере. А эта – в классической. 

Олаф – просветитель северных земель, поэтому слева от него мы видим норвежский пейзаж – горы, фьорды, храм на скале (это «перенесённый» сюда автором старейший шведский храм святого Олафа). Олаф – небесный покровитель Выборга, и справа от него художник поместил карельский пейзаж с Выборгским замком и Спасо-Преображенским собором. На полях - скандинавский орнамент. 

Икона – это представление о чём-то идеальном. Например, святая Матрона ведь была слепая, но её изображают с открытыми глазами, потому что в том мире у человека нет изъянов.  Мы не знаем, как выглядел Олаф. По описанию это был крепкий мужчина с красивыми глазами и светлыми волосами. Он был князем, воином, поэтому я изобразил его в плаще и с мечом, со знаком княжеского достоинства на голове. Он был просветитель, и поэтому в другой руке у него крест.

Изначально Кирюта присмотрел для иконы в храме старинную, кипарисовую доску, на которой после войны, в 1940-х годах, была написана маслом откровенно слабая копия Тихвинской иконы Божьей Матери. Получив разрешение у настоятеля собора, Андрей  расчистил изображение (он также занимается реставрацией). И тогда под ним обнаружилась другая икона - великолепного письма, выполненная в меру и подобие (то есть в точный размер) Тихвинской.  Художник начала 20 века, очевидно,  копировал с оригинала, поэтому на выборгской иконе лики тёмные (олифа со временем темнеет). Сейчас чудотворная отреставрирована, лики на ней светлые. 

– Когда я увидел это изображение, то понял, что его нельзя уничтожать. Буду  реставрировать. А святого Олафа я написал на  новой доске...

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

P.S. Икона «Святой Олаф второй Харальдссон, князь Норвегии» уже освящена и находится в соборе на ближнем от алтаря левом столпе.

Читайте также