ДОСТУПНА ЛИ ГОРОДСКАЯ СРЕДА ЧЕЛОВЕКУ В ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКЕ?

ДОСТУПНА ЛИ ГОРОДСКАЯ СРЕДА ЧЕЛОВЕКУ В ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКЕ?
2170
ДОСТУПНА ЛИ ГОРОДСКАЯ СРЕДА ЧЕЛОВЕКУ В ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКЕ?

В июле Правительство РФ утвердило Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Об этом решении, наверное, не знал инвалид из Красноярска, который три года не мог выйти из дома из-за отсутствия пандуса. И он сам, и все близкие неоднократно обращались к  местным чиновникам с просьбой установить в доме пандус. В департаменте городского хозяйства пообещали пандус установить, но только в ходе капитального ремонта, который запланирован на … 2038 год. Инвалид покончил с собой 19 июля нынешнего года…

Для того, чтобы представить себе, как обстоят дела с доступностью городской среды в Выборге, сотрудник общественной организации «Место под солнцем» Станислав ЛЕЗОВ, депутат областного парламента Владимир ЦОЙ и наш корреспондент отправились в рейд. Начать было решено с железнодорожного вокзала.

Железнодорожный вокзал

Дойти до кассы труда не составило, покупаем билеты до ближайшей станции. Причём для инвалида-колясочника и его сопровождающего билеты бесплатные, на оформление их ушло всего минут пять. Проходим через турникеты, и здесь нас встречает первое препятствие: спуститься по крутым ступеням можно только по полозьям и с посторонней помощью. Но сопровождает, например, ребёнка-инвалида чаще всего его мама, физически не самый сильный человек. Проблема ещё и в том, что  ширина полозьев может не соответствовать расстоянию между колёсами коляски. В нашем случае Владимир разворачивает коляску Станислава и спиной вперед спускает её вниз. С другой стороны входа в тоннель мы видим подъёмник,  как  выяснилось позже,  неработающий. 

Вокзал в Выборге ещё послевоенной постройки, длинный туннель  имеет наклон, чувствительный для людей с ограниченной подвижностью. Поскольку Станислав молодой, физически сильный человек, то он  достаточно быстро справляется с задачей, и мы оказываемся между двумя крутыми длинными лестницами, которые ведут на перрон. Понимаем, что вокзальная доступность для нас закончилась, когда читаем объявление: «ПО ВОПРОСАМ РАБОТЫ ПОДЪЁМНИКОВ ДЛЯ МГН  ОБРАЩАТЬСЯ К ДЕЖУРНОМУ ПОМОЩНИКУ НАЧАЛЬНИКА ВОКЗАЛА ТЕЛ. 96-407». Ни тебе здрасьте, ни до свиданья! Делать, нечего, звоним. Пока ожидаем ответа, Станислав рассказывает:

– С тех пор, как пустили «Ласточку», я часто езжу в Санкт-Петербург. Но воспользоваться подъёмниками не смог ни разу. На вокзале охранники отзывчивые, всегда к ним за помощью обращаюсь. Такой у нас  получается аттракцион: сидишь в кресле и думаешь, как бы он не споткнулся… Особенно обидно, что приспособления есть, и на их покупку затрачены немалые деньги. А на сайте пишут, что рабочие подъёмники имеются…

Тем временем к нам подходят инспектор по входному контролю Виктория БИТАЕВА и ведущий инженер Лилия МЕРЗЛЯКОВА. Начальник вокзала в отпуске до 8 августа, а его заместитель на селекторном совещании. Сотрудницы объясняют, что плановый ремонт подъёмников в августе, их будут демонтировать и отправлять на завод-изготовитель (закон о транспортной доступности вступил в силу 01.07.2016!). Объясняют, что обычно  их заранее предупреждают по телефону о передвижении инвалида-колясочника, о чём соответствующая запись делается в книге учёта (привет вам, Ильф и Петров!). Затем в передвижении по вокзалу и на перроне  инвалиду помогает служба охраны.

Сотрудницы вокзала согласны с тем, что  такая сложная система не самый удачный вариант для человека с ограниченными физическими возможностями, но разводят руками: сделать ничего не можем… 

Что ж, возвращаемся тем же путём в здание вокзала. Проверим, может быть, лифт на второй этаж работает? Производитель подъемного механизма другой: Россия, Брянск. Настораживает девственно чистый пол лифта и то же объявление, что и у подъёмников туннеля. Сотрудницы пользоваться не советуют:

– Из-за перебоев с электричеством бывает, что лифт некорректно работает… Вчера иностранца поднимали, он еле доехал, как бы и вы не застряли

Городская поликлиника

Выходим из машины и с риском попасть под другие авто, так как пешеходная зона не обозначена, объезжая ямы на асфальте, добираемся  до пандуса. Если у человека на инвалидной коляске или у сопровождающего руки достаточно сильные,  то к входной двери добраться можно. В противном случае есть риск сорваться и поехать назад из-за крутого наклона пандуса.

Попав внутрь, с радостью обнаруживаем подъёмник. Увы, никто не знает, как он работает, объявлений с информацией нет, и мы опять поднимаемся по полозьям с помощью Владимира Цоя, толкающего коляску. Решили начать, извините за прозу жизни, с туалета. Увы: в дверь въехали, но в кабинку не попасть: проём слишком узок. Остается порадоваться тому, что  лифт в поликлинике достаточно просторен и вход на верхние этажи для инвалидов-колясочников доступен. 

Несмотря на то, что рабочее время закончилось, заведующая поликлиникой Людмила РЫБИНА встретила нас возле регистратуры. Она сделала несколько звонков, в результате чего нашёлся брелок для управления недавно поставленным подъёмником, который мы, к своему удовольствию, смогли опробовать. Посоветовали Людмиле Юрьевне  вывесить объявление о том, что посетители с малой подвижностью могут воспользоваться подъемником. Что же касается туалетов, то, оказывается, руководство планирует решить эту проблему, во всяком случае, на первом этаже. Вот только на вопрос о сроках, заведующая поликлиникой четкого ответа дать не могла: это компетенция главного врача. Впрочем, Владимир Цой пообещал помочь решить этот вопрос поскорее.

Мы расстались, договорившись о дальнейших действиях. Причём, Станиславу пришлось опять вызывать такси: тротуары в Выборге неприступны для людей с ограниченными двигательными возможностями… 

Не стану скрывать, что готовясь к этому рейду, я  внимательно изучила законодательную базу. Похоже, не все знают, что в декабре  2014 года президент подписал Федеральный закон  «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

Закон, помимо всего прочего, утверждает принцип недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и предполагает создание необходимых условий для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями здоровья к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур. В частности, теперь нельзя застраивать населенные пункты, жилые кварталы и зоны отдыха, производить транспортные средства общего пользования, без приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов.

Закон о доступной среде для инвалидов начал работать с этого года.

О средствах на программу «Доступная среда»

Премьер-министр РФ распределил субсидии на обеспечение доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения. «Подписанным распоряжением распределены субсидии в объеме 2,29 млрд. руб., предоставляемые в 2016 году из федерального бюджета бюджетам 81 субъекта Федерации на софинансирование расходов по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения», – отмечается в пояснительной записке к документу.

Несколько ранее министр социальной защиты Забайкальского региона Георгий Рева заявил, что в 2016 году федеральное финансирование программы «Доступная среда» для Забайкальского края сокращено с 56 млн. рублей до 12 млн. рублей:

– Два года мы успешно работаем по программе «Доступная среда». В этом году мы рассчитывали на 56 млн., но буквально на прошлой неделе пришли корректировки, и там обозначена сумма немного больше 12 миллионов. Из краевого бюджета, скорее всего, будет добавлено еще пять. Очевидно, корректировки идут на всех уровнях: рассчитывали на одно, получили другое.

Складывается впечатление, что все всё понимают, готовы исполнять закон, но как обычно, всегда что-то мешает. Причём, не всегда вопрос касается финансирования…

Ольга НАБАТОВА

 

Ранее по теме:

ПАНДУС ДЛЯ КАСКАДЁРОВ?

КИНО НЕ ДЛЯ ВСЕХ?

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ЛИФТ ДЛЯ ЖЕНЬКИ ОГНЕВА

В поселке Солнечное открылся пляж для инвалидов

Вместо лифта и пандуса интернет-экскурсия?

Читайте также