А НАЧАЛОСЬ ВСЁ С ИВАНА ГРОЗНОГО...

14 сентября в Ленинградской области - единый день голосования. Пройдут выборы в органы местного самоуправления и в нашем районе. Об этом мы беседуем сегодня. с доктором экономических наук Николаем МЕЖЕВИЧЕМ. Начался наш разговор с того, что такое органы местного самоуправления, когда они возникли и зачем нужны.

- Местное самоуправление на территории Ленинградской области появилось лет за семьсот до того, как она получила свое нынешнее название. В свое время Новгород как главный город Новгородской республики, делился на пять частей, которые назывались "концами". В каждом конце было свое вече. Каждое кончанское вече избирало своего старосту. Концы делились на улицы, руководимые уличанскими старостами. Территория республики состояла из областей, называемых "пятинами". Каждая пятина в административном отношении подчинялась одному из концов города. Пятины подразделялись на волости, а те, в свою очередь, - на погосты. Волости управлялись старостами, а города имели свои вече и посадников.

Много сделал для самоуправления Иван Грозный в своем "Приговоре царском о кормлениях и о службах" (1555 - 1556).

При Петре Первом в 1699 г. была проведена городская реформа. Была создана Бур-мистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами.

Екатерина II содействовала тому, чтобы крестьянская община объединила жителей одного поселения - именно с этого уровня и начиналась власть в государстве. 21 апреля 1785 года была принят этот важнейший в истории местного самоуправления в России документ: "На права и выгоды городам Российской империи". В марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них.

Круг вопросов, решение которых предполагалось возложить на земские органы, очерчивался исключительно пределами местного интереса и местного хозяйства. В предложенном комиссией проекте отмечалось: "Земские учреждения, имея характер местный и общественный, не могут входить в ряд правительственных - губернских или уездных инстанций или иметь в своем подчинении какие-либо из правительственных мест".

- Получается, именно тогда первый раз был оформлен принцип отделения местного самоуправления от государственной власти?

- Именно так! Автономность от государственной власти, но не от власти в государстве. Это же и записано в действующей Российской Конституции.

- Какие, на ваш взгляд, главные проблемы и задачи стоят сегодня перед местным самоуправлением?

- Никаких специфических российских проблем местного самоуправления нет. К примеру, бюрократизация местного самоуправления - это проблема от Австралии до Исландии. Поиск оптимального размера местного самоуправления также не прост, и все этим занимаются.

В большинстве европейских стран аккуратные реформы местного самоуправления проходят по линии "укрупнение – разукрупнение". Слишком мелкие самоуправления финансово сла-бы, но отвлекают на свое содержание значимые средства. Крупные самоуправления, охватывающие несколько населенных пунктов, утрачивают свое главное преимущество – близость к населению, знание проблем "на земле". В Финляндии, например, недавно прошло укрупнение органов местного самоуправления.

- А у нас?

- Реформа местного самоуправления в Ленинградской области связана с двумя основными задачами. Во-первых объединение администраций муниципального района и городского поселения, которое является административным центром района. Это было сделано в Выборгском, Подпорожском, Приозерском, Тихвинском, Тос-ненском, Сланцевском, Бокситогорском, Волосовском, Вол-ховском, Кингисеппском, Кири-шском, Лужском, Лодейнополь-ском, Гатчинском районах.

Второе направление реформы - объединение муниципальных образований - поселений первого уровня. Причины те же, что и у финнов: малонаселенность, а главное, - дотационность. В 2013 году был принят закон об объединении Кол-тушского и Разметелевского поселений Всеволожского района. В 2014 года прошло объединение Самойловского и Анисимовского сельских поселений Боксито-горского района, Приморского и Глебычевского городских поселений Выборгского района.

В результате реформирования системы МСУ повышается не только эффективность работы органов местного самоуправления, но и качество деятельности муниципальных служб.

Наша специфическая проблема, в общем-то, - низкий уровень доверия к органам местного самоуправления.

- Кандидатов на выборные должности в местные самоуправления выдвигают политические партии. Как это соответствует мировой практике и как это можно оценить, исходя из общей политической ситуации в России?

- Российская система не оригинальна, мировая практика участия политических партий в местных выборах, как говорится, проверена временем и пространством. Эта система имеет очевидные преимущества: ответственность партий охватывает все уровни власти, мнения избирателей относительно легко и быстро проходят "все этажи" и добираются до глав правительств и лидеров парламентских фракций. Есть, конечно, и обратная зависимость: рейтинг партии, меняющийся в масштабах страны, сказывается на авторитете главы сугубо провинциального муниципалитета
.

Всероссийский центр изучения общественного мнения проводит еженедельные измерения рейтинга электоральной поддержки российских партий. Кстати, последний опрос прошел 31 августа. Вопрос был задан стандартный: "За какую из следующих партий вы бы проголосовали, если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы в Государственную Думу России?". Надо сказать, что свыше 60% опрошенных уверенно называют одну из партий. За другие проголосовали бы от 4 до 7,7%.В сумме естественно не 100% так как часть опрошенных затруднилась ответить, а кто-то вообще не хочет приходить на выборы. Тем не менее, цифры достаточно красноречивые.
Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев