Почему в этом году нельзя пропустить «24 часа Ле-Мана»

Почему в этом году нельзя пропустить «24 часа Ле-Мана»
850
Почему в этом году нельзя пропустить «24 часа Ле-Мана»

Пять россиян на старте. Виталий Петров выступает под флагом КНР. Рекордно быстрые прототипы LMP2. Шанс на первую победу Toyota. Motorsport.com совместно с Michelin рассказывает, чем примечательна предстоящая гонка в Ле-Мане.

В эти выходные во Франции пройдет гонка «24 часа Ле-Мана» – самый известный суточный марафон в европейском автоспорте. Предстоящий этап станет 85-м в истории, в гонке примут участие 60 машин. Старт запланирован на субботу, 17 июня: заезд начнется в 16:00 по московскому времени и финиширует ровно сутки спустя.

В этом году борьба за победу обещает быть особенно плотной, а скорости заметно возрастут. В преддверии знаменитой гонки Motorsport.com отвечает на пять главных вопросов о «24 часах Ле-Мана».

В чем уникальность гонки?

Самая главная особенность раскрыта в названии марафона: гонка действительно длится 24 часа. В чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC), в календарь которой входят «24 часа Ле-Мана», это единственный суточный заезд – все остальные этапы длятся по шесть часов.

Помимо рекордной длительности «24 часа Ле-Мана» вот уже много лет считается частью «тройной короны» автоспорта – той самой, что пытается выиграть Фернандо Алонсо. Наряду с «Инди 500» и Гран При Монако Формулы 1 марафон в Ле-Мане входит в пантеон культовых гонок, победа в которых навсегда вписывает пилота в перечень лучших гонщиков на планете.

Причина – феноменальная сложность. Здесь недостаточно быть просто быстрым или аккуратным: для победы в Ле-Мане предельная концентрация требуется все 24 часа, а скорость пилотов обязательно дополняется выносливостью техники. В суточном марафоне традиционно много сходов, и так же много машин, которые ломались по ходу заезда, но смогли вернуться в борьбу после ремонта в боксах. Просто представьте, что в Формуле 1 или IndyCar болид чинят на протяжении получаса, а потом он возвращается на трассу и на равных включается в борьбу с соперниками. В Ле-Мане это обычное дело.

-

По ходу заезда одну и ту же машину делят три человека: пилоты управляют автомобилем по очереди, причем рано или поздно за рулем должен оказаться каждый член экипажа. Это исключает ситуации, при которых два быстрых гонщика «тянут» медленного третьего, который отсиживается в боксах. В этом еще одна ключевая черта марафона в Ле-Мане: в одиночку эту гонку не выиграть. Для итоговой победы быстрому пилоту нужны не менее быстрые партнеры по команде.

С 1920-х годов «24 часа Ле-Мана» служат символом высоких достижений для автопроизводителей. Если машина без поломок выдержала суточную гонку, значит и в обычных условиях она тем более не подведет. Если же автомобилю удается одержать победу, значит это просто лучшая машина для дальних путешествий и быстрой езды.

Неудивительно, что на первый план в Ле-Мане выходят именно автомобили. Производителя шасси, на котором Такума Сато выиграл «Инди 500», вспомнит не каждый. В Ле-Мане все ровно наоборот: для большинства болельщиков победитель гонки-2016 – это Porsche. Запомните это имя: Нил Джани. В этом году он будет отстаивать свою прошлогоднюю победу в одном экипаже с Ником Тэнди и Андре Лоттерером. И в 2017 году у них будет много конкурентов.

-

Кто участвует?

В самом быстром классе LMP1 представлены шесть машин – и все они будут обуты в резину Michelin. Действующий победитель, команда Porsche, выставит на старт два прототипа 919 Hybrid. Их ключевые соперники – команда Toyota. В чемпионате WEC японская марка представлена двумя прототипами, но специально для Ле-Мана команда подготовит третью машину. Этот автомобиль примет участие только в Ле-Мане, а за рулем будут сидеть действующий чемпион мира WTCC Хосе-Мария Лопес, экс-пилот Lada все в том же WTCC Николя Ляпьер и японский гонщик Юдзи Кунимото.

Самым многочисленным станет второй дивизион – категория LMP2. На старт марафона выйдут 25 экипажей. В нынешнем сезоне LMP2 стал как никогда близок к старшему LMP1: скорости «младшей» категории возросли до рекордных значений. Претендентов на победу множество. Прямо сейчас в общем зачете WEC лидирует команда знаменитого актера Джеки Чана – коллектив называется Jackie Chan DC Racing.

-

Не менее важным станет противостояние в классе LMGTE Pro. Формально это третий по скорости класс в Ле-Мане, но на деле его статус даже выше, чем LMP2. Дело в том, что в LMGTE Pro разыгрывается титул чемпиона мира. Победитель LMP2 довольствуется статусом «обладателя трофея» и стать чемпионом мира не сможет при всем желании – FIA просто не присуждает такое звание.

Участники LMGTE Pro – это хардкорные спорткары, построенные на базе серийных моделей. Chevrolet Corvette, Ferrari 488, Ford GT, Aston Martin Vantage: в Ле-Мане словно оживают соревнования компьютерной игры Need for Speed. За рулем знакомые лица: Джанкарло Физикелла, Энди Приоль, Скотт Диксон и даже Ян Магнуссен, который продолжает участвовать в гонках на пятом десятке.

Зачем смотреть?

Просмотр «24 часов Ле-Мана» – специфическое занятие. Здесь не получится просидеть на одном месте всю гонку: как и пилотам, зрителям требуются собственные пит-стопы. Те, кто выдержат 24-часовую трансляцию, смогут представить себя на месте участников. Где еще зритель может устать наравне с гонщиками и с таким же облегчением встречать клетчатый флаг?

-

Сама гонка больше похожа на фильм, чем на традиционное спортивное соревнование. Планы машин и трасс регулярно сменяют прямые включения из боксов и с пит-лейна: вот механики реанимируют сломавшийся автомобиль, здесь босс команды дает интервью, а рядом ужинает недавний лидер – он вылез из машины всего на пару часов, и ему нужно поесть перед возвращением за руль.

За время одной трансляции сменяется множество героев и сюжетов. Наблюдать за всеми перипетиями «24 часов Ле-Мана» – все равно что смотреть сериал с множеством персонажей, у каждого из которых собственная история и собственная драма.

Ценители визуальной составляющей отметят вечерние и ночные отрезки дистанции. Вид футуристичного спортпрототипа LMP1 в лучах заходящего солнца – та самая картинка, что привлекает болельщиков со всего мира и служит символом Ле-Мана. Более искушенная публика найдет отдельную прелесть в утренних часах. К этому моменту большая часть зрителей ложится спать – и пропускает, возможно, самую красивую часть марафона. Перед рассветом роскошные Porsche, Ferrari и Aston Martin смотрятся особенно эффектно.

В чем интрига?

Главный вопрос Ле-Мана-2017 звучит так: сможет ли Toyota переломить невезение и все-таки выиграть 24-часовую гонку? На счету японской команды уже есть чемпионский титул в WEC, победы в первых двух гонках сезона-2017 и сотни кругов лидирования в Ле-Мане. Не хватает главного – победы в суточном марафоне.

Год назад экипаж Toyota лидировал с приличным отрывом, но за круг до финиша замер на трассе из-за поломки. На команду было страшно смотреть. Для этой победы Toyota выложилась на полную, экипаж одолел всех конкурентов в честной борьбе, но Ле-Ману этого было мало. В решающий момент все решила капля везения. В этом году Toyota выглядит еще сильнее, чем в прошлом, но с такой кармой вопрос о победе в Ле-Мане останется открытым до последней секунды гонки.

-

Основной конкурент японцев – команда Porsche, абсолютный рекордсмен марафона, на счету которого 18 побед в «24 часах Ле-Мана». Впрочем, есть и еще один претендент на победу. Где-то поблизости от очевидных кандидатов расположился коллектив byKolles – единственная частная конюшня в старшем дивизионе LMP1. Команду возглавляет известный автоспортивным болельщикам Колин Коллес: в разное время румын управлял Midland, Spyker, Force India и Hispania в Формуле 1. Теперь Коллес пытается выиграть Ле-Ман с заведомо менее быстрой машиной, чем у конкурентов. У этой истории голливудский потенциал, но чтобы его раскрыть, подопечным Коллеса придется выиграть – отличный вариант для тех, кто любит аутсайдеров и до сих пор не решил, за кого болеть.

В классе LMGTE Pro за победу поборются сразу четыре заводских команды. За последние четыре года Ле-Ман в этой категории выигрывали четыре разных производителя – те самые, что выйдут на старт в этом году. Между основными конкурентами, Ford и Ferrari, сохраняется паритет: оба коллектива взяли по одной победе в гонках WEC-2017 и имеют равные шансы на успех в Ле-Мане. Chevrolet и Aston Martin пока отстают, но в том и прелесть суточной гонки, что в итоге победа достанется не самому быстрому, а тому, кто лучше других распределит свои силы на длинной дистанции.

Россияне на что-то претендуют?

Да – и для кого-то этот аргумент станет главным доводом в пользу просмотра «24 часов Ле-Мана». На старт суточного марафона выйдут сразу пять пилотов из России, каждый из которых способен на победу. Будто специально для обострения интриги все россияне выбрали категорию LMP2 – самую многочисленную, а потому самую конкурентную в этом Ле-Мане.

-

Тон задает Виталий Петров. В 2017 году экс-пилот Формулы 1 выступит за команду Manor, которой руководят бывшие боссы Marussia в Ф1, Джон Бут и Грэм Лоудон. Благодаря спонсорам из Китая Manor выступит под флагом КНР. Если экипаж Петрова выиграет, то над подиумом зазвучит китайский гимн – даже при том, что в одной машине с Виталием поедут мексиканец Роберто Гонсалес и швейцарец Симон Труммер.

На российский гимн может рассчитывать команда SMP Racing – единственный коллектив, где все три пилота представляют Россию. Это победитель «24 часов Ле-Мана» 2015 года Виктор Шайтар, гонщик IndyCar Михаил Алешин и тест-пилот команды Формулы 1 Renault Сергей Сироткин. Для Алешина предстоящий заезд станет третьим Ле-Маном в карьере, Сироткин и вовсе дебютирует в суточном марафоне.

-

Наконец, пятым представителем России будет Роман Русинов из G-Drive Racing. Москвич уже много лет выступает в гонках на выносливость, но до сих пор ни разу не дотянулся до первой строчки в 24-часовом заезде. Пилот одержал множество побед в WEC, но во Франции над ним словно действует «проклятие Ле-Мана»: за семь попыток Русинов много раз был близок к триумфу, но год за годом отдавал победу конкурентам. В последнее время дела пошли на лад: два года назад Русинов финишировал третьим, в прошлом году – вторым. Если тенденция продолжится, то восьмой раз может стать для Романа счастливым. И гимн в честь его победы тоже будет играть российский.

Материал и фото с Motorsport.com

Читайте также