«Зайцев» хотят легализовать

«Зайцев» хотят легализовать
598
«Зайцев» хотят легализовать

Безбилетников в городском транспорте будут штрафовать, только если они откажутся приобретать билет даже у контролера. С инициативой смягчить ответственность «зайцев» выступило Министерство транспорта РФ. Действующее законодательство о санкциях на практике не применяется, так как фиксировать правонарушения некому.

В течение десятилетий с «зайцами» на всех видах транспорта боролись контролеры-ревизоры, являющиеся сотрудниками компаний-перевозчиков (автобусных парков, железных дорог, трамвайно-троллейбусных депо и иных). Однако по закону составлять протоколы и тем более выносить постановления вправе только должностные лица государственных органов, коими коммерческие структуры не являются, отмечает АПИ.

Бесправный контролер

На федеральном уровне – в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП), на сегодняшний день прописаны штрафы (от 100 до 200 рублей) за безбилетный проезд в автобусах междугородного сообщения, на водном и воздушном транспорте, а также неоплаченный провоз детей, ручной клади, багажа и птицы, в том числе по железной дороге.

Изначально составлять протоколы поручили чиновникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, они же обязаны были и выносить постановления о наложении адмСоздать материалинистративных взысканий. Однако в 2009 году эти нормы из КоАП исключили, а потому преследовать безбилетников на теплоходах и в междугородних автобусах сейчас некому.

Устанавливать штрафные санкции для «зайцев» в городском транспорте (автобусах, троллейбусах, трамваях и метрополитене) делегируется законодателям субъектов Федерации. В настоящее время такая ответственность введена в 63 регионах. Однако легитимность принятых в областях, республиках и городах законов нередко вызывает сомнения, в первую очередь – из-за наделения правом выявлять правонарушения и составлять протоколы по ним сотрудников коммерческих организаций, будь то государственные и муниципальные предприятия или частные ООО и АО. По этим и иным причинам уже в восьми субъектах Федерации законодательство об административной ответственности за безбилетный проезд было признано утратившим силу, в том числе в соответствии в связи с требованиями прокуратуры. В Воронежской области штрафы для «зайцев» отменили «в связи со сложностью процесса администрирования», в Липецкой – по причине «неэффективной правоприменительной практики».

В результате в большинстве случаев перевозчики лишены механизмов борьбы с «зайцами»: «Контролеры-ревизоры не вправе ни составлять протоколы, ни задерживать безбилетников, – пояснили АПИ в ГКУ «Организатор перевозок», осуществляющем координацию работы городского и пригородного пассажирского транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге. – Максимум могут потребовать покинуть транспортное средство и вызвать полицию. После этого дело рассматривается административной комиссией Комитета по транспорту».

Хотя законность даже такого механизм весьма сомнительна. Ведь те же контролеры не могут принуждать пассажира покинуть салон, а насильственное удержание граждан до приезда полиции может рассматриваться уже как преступление со стороны представителей перевозчиков. Кроме того, органы внутренних дел не вправе составлять протоколы по предусмотренным региональным законодательством административным правонарушениям: еще два года Верховный суд России пришел к выводу, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа (МВД России) и не относится к органам исполнительной власти субъекта Федерации: «Иное толкование означало бы не только превышение субъектом Федерации нормотворческих полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, но и снижение уровня правовых гарантий граждан, привлекаемых к административной ответственности», – заключили служители Фемиды.

До первого предупреждения

Для решения проблемы «зайцев» в автобусах, троллейбусах и трамваях чиновники Министерства транспорта России, проанализировав мнения региональных властей, решили заимствовать опыт «мягкой» борьбы с безбилетниками на железной дороге.

Подготовленный законопроект предусматривает, что не имеющий действующего проездного документа пассажир обязан приобрести его непосредственно у контролера или иного уполномоченного перевозчиком лица. Причем помимо установленного тарифа взимается сбор за оформление билета, который не может превышать 30 процентов полной стоимости проезда. При отказе оплатить билет и комиссию контролер фиксирует нарушение актом, на основании которого выписывается штраф в размере пятикратной стоимости проезда. Взыскать его транспортная компания сможет исключительно в судебном порядке, а в качестве своего рода обеспечительной меры вправе отказаться перевозить злостного «зайца».

Вместе с тем, как такие нормы будут применяться в городском транспорте, пока не ясно. Во многих регионах рейсы обслуживаются кондукторами, которые, вероятнее всего, и будут уполномоченными лицами. В этом случае не ясно, в какой момент они получат право не просто продавать билет по установленной цене, а обвинить пассажира в нарушении и взять с него дополнительный сбор. Нельзя исключать, что некоторые перевозчики перейдут на продажу билетов на остановочных пунктах, на вокзалах или иным образом (причем не всегда удобным пассажирам), а приобретение проездного документа у кондуктора, таким образом, подорожает в 1,3 раза.

Справка

В 2015 году автобусы, трамваи и троллейбусы перевезли 14,6 млрд пассажиров, средняя протяженность маршрута составила 11 км на автобусе, 3,2 на трамвае и 3,8 км на троллейбусе.

По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние три года проезд в городском (муниципальном) пассажирском транспорте общего пользования подорожал почти на 19 процентов. Тогда как на коммерческих маршрутах (автобусов и маршрутных такси) цены увеличились на 12 процентов, а тарифы легковых такси снизились.

Мнение экспертов

Сергей Бородин, советник Федеральной палаты адвокатов России

Ответственность за безбилетный проезд предусмотрена КоАП, а потому вопрос составления протоколов по таким делам об административных правонарушениях должен решаться исключительно на федеральном уровне.

Таких действий, как удержание граждан, законодательством не предусмотрено. Административное задержание вправе осуществлять сотрудники полиции, а все иные граждане, в том числе участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за служащих правоохранительных органов. «Высаживание» пассажиров, требование покинуть салон автобуса, троллейбуса, трамвая также не установлено законом, а потому такой способ защиты интересов компании-перевозчика может рассматриваться как самоуправные действия.

Павел Ивченков, юрист компании «Деловой фарватер»

Региональные власти не вправе делегировать сотрудникам коммерческих перевозчиков составление протоколов об административных правонарушениях. Хотя этот вопроса однозначно все же не прописан – федеральный законодатель пока не указал, какие органы или должностные лица должны это делать.

Если безбилетник не отрицает совершенный проступок, то штраф может налагаться и взиматься на месте без составления протокола. Но оформлять такие правонарушения вправе только полицейские или иные уполномоченные законодателем должностные лица государственных органов, но никак не частные контролеры.

Читайте также