ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА ТРЕНЕРА ЦИКУНОВА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА ТРЕНЕРА ЦИКУНОВА
1826
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА ТРЕНЕРА ЦИКУНОВА

Мы встретились с Александром Цикуновым на тренировке. На днях ему исполнилось 70 лет, и уже более 40 лет он воспитывает выборгских боксеров. Сейчас у Александра Викторовича занимается группа девочек. «Очень перспективные, - говорит про воспитанниц тренер. – Таня пятое место в этом году на России заняла. Оля  –  на Северо-Западной зоне второе место». Об учениках он может говорить часами: знает и чувствует каждого.

– Вот посмотрите, как работает девочка. Хочет полицейским стать. Из Кондратьево на тренировки ездит. А сила удара какая?! Ей всего 16 лет. Представляете, к восемнадцати какой спортсменкой будет? Одно плохо – ноги длинные. Красиво, да, по рингу вон как грациозно двигается. А для бокса хорошо, когда ноги короткие. Тогда торс длинный, а удар мощный. 

Бокс считается самым тяжелым видом спорта, здесь очень высокая психологическая нагрузка. Когда ты выходишь на ринг – это все равно, что в штыковую атаку идешь. Нет такого боксера, который бы выходил на спарринг и не боялся. Но во время тренировок ты привыкаешь быстро думать, моментально реагировать. Поэтому на учебных спаррингах ребята работают так же, как и на ринге: в полную силу. И на соревнованиях они уже готовы ко всему. Вот и девчонки… они когда только начинают тренироваться, ударят по лицу и извиняться начинают: «Ой, прости, я нечаянно!» Потом уже привыкают. Сегодня каждая из них – боец. Нос разобьет, но не отступит, будет биться. И все равно на ринге девчонки работают изящно. Вон Юля так и не выросла, всего 48 килограммов, тоненькая, как балерина! Даже хотелось бы, чтобы крупная такая девчонка пришла. Тяжеловесы в женском боксе – самый дефицит! 

О чем мечтает тренер 

– Мне как тренеру хочется, чтобы пришел талантливый ребенок в зал, и чтобы сразу его увидеть. Но так редко бывает. Самое досадное, когда у ребенка таланта к боксу нет, не растет он, но ходит и ходит упорно. А талантливый выиграл несколько первых боев, почувствовал себя чемпионом и бросил. А если еще тренер его уговаривать начал, то совсем самомнение вырастает. Это у всех тренеров такая беда. А талантливый ребенок – он во всем талантлив. Он что в секцию пошел, что в кружок – везде получается. С другой стороны, остаются те, кому действительно бокс интересен. 

Проигранный бой заставляет больше думать, больше работать. А легкие победы – они портят ребенка: несколько побед – и уже чемпион, уже звезда. Ой, сколько нюансов есть в том, как заставить ребенка тебя слушать! Чтобы он твои указания выполнял! Тренер психологом хорошим должен быть. Мне кажется, педагогом нужно родиться. Нет рецепта, как стать хорошим тренером.

Я за плохие результаты никого не выгонял. Ну, выгонишь ты его, а он будет чувствовать себя никчемным. Нет у парнишки таланта к боксу, так пусть он для себя работает, для собственного развития. Мне славы не надо, моя задача – передавать свой опыт. Обучить я могу, а дальше – ваша сила воли, ваша работоспособность, ваше желание достичь результатов.

– Александр Викторович, а как распознать будущего чемпиона? Что такое в начинающем боксере должно быть? 

– Главное, чтобы у ребенка хорошая физическая подготовка была. Если родители здоровьем ребенка с малолетства занимаются, он и дышит хорошо, и выносливость у него есть. А приходит сегодня кто? В детский садик его на машине везут, в школу – на машине, на тренировку – на машине. Современные дети разнеженные, слабенькие. Даже тренер сборной России говорит, что дают ему в команду хороших спортсменок, но выносливости им не хватает. Технике научить за 2-3 месяца можно. Скорость за 15 дней выработать можно. А на физическую подготовку годы нужны, десятилетия. Она и теряется потом годами. Я как привык три раза в неделю тренироваться, так и сегодня, например, пробежать несколько километров не проблема. Когда с молодежью шевелишься, стариться некогда.

С чего все начиналось

– А вы сами как пришли в бокс?

– Я в третьем ПТУ учился на судосборщика. Это был 1964-й год. И у нас была секция бокса, которую Борис Иванович Софьин вел. Мы, кстати, сейчас в его честь турнир проводим. Я тогда недолго позанимался, может быть с полгодика, и ушел в армию. Можно сказать, что меня судьба вела: выиграл сначала первенство части, потом попал на первенство Северной группы войск. Там меня заметил заслуженный мастер спорта Андрей Абрамов. Взял в команду Северной группы войск. У него я четыре года занимался, выполнил мастера спорта. 

– Всего за четыре года?

– Я от природы был физически крепким. И взрослые быстрее схватывают. Ребенка нужно лет шесть вести, чтобы он к 18 годам выполнил норматив мастера. А взрослого, если он физически готов, можно за 2-3 года подготовить. После армии поступил в институт физической культуры в Минске. Выступал там за сборную Белоруссии. А в 74-м году вернулся в Выборг в своем же третьем ПТУ работать тренером. Моими первыми учениками были Саша Петров, Толик Илларионов, Саша Васильев – он первым из моих учеников выполнил мастера спорта. Потом был Юра Лунев… Андрей Костин у меня шесть лет тренировался, потом перешел к Александру Чуйко и стал трехкратным чемпионом России. 

И такого раньше не было, чтобы на тренировке 5-6 человек занимались. 30 человек! Я начинал тренировки в 15 часов с самыми младшими и в 21 только заканчивал со старшими. Зал, кстати, был в помещении, где сейчас «Балтийский банк». Малюсенький зал. После 30 человек там дышать нечем было. Отопление в зале не работало, температура внутри была такая же, как на улице. Зимой я приходил на работу в валенках, в тулупе, в штанах ватных… А парни работали на совесть, со стен, масляной краской покрашенных, аж конденсат стекал. Потом раздевались по пояс и бежали мыться в ржавой раковине холодной водой. И ведь не болел никто! 

– Выходит, что бокс в то время популярнее был?

– Тогда ничего больше для детей не было! Никаких карате, тхэквондо, кудо… И телевизоров особо не было, не то что разных приставок и гаджетов. Футбол был, дзюдо, волейбол да лыжи с легкой атлетикой. Мы на улице все выросли и все здоровые были. Не было такого, чтобы тренеру по боксу приносили справки по болезни! Я, если честно, и родителей-то своих воспитанников не знал. Бывало, прибегает пацан: «Можно боксом заниматься?». Можно, только родителей приведи, чтобы я хоть разрешение спросил. «Папа сказал: можно! Он работает, некогда ему прийти». Сейчас тренируются только те, кого родители на машинах привозят. Сами пешком не ходят. Тепличные дети стали. Нет, они не плохие, просто в другом более продвинутые.

В здание на Данилова мы в 92-м году перешли. Тяжелые времена были. Удерживало то, что ребята заниматься ходят. Значит им это надо, значит, тренер им интересен. И у ребят успехи были. Мы постоянно в сборную Питера входили. И выигрывали. Вот в 2013 году мальчик наш призером России стал. Это очень хороший результат. Россия все же большая страна, народу на соревнования приезжает много. С Урала, с Кавказа, из Сибири всегда сильные соперники. Условия там суровые, и дети крепкие. И наши питерские интеллигенты на ринг выходят… Красивые, бледнолицые, холеные, все аккуратно делают, и проигрывают. Смех смехом, но весь Северо-Запад интеллигентно работает. 

«Саша, Саша… А еще поэт…»

– Но вы же, Александр Викторович, тоже из интеллигентных бойцов? К примеру, и стихи пишете…

– Есть такой грешок. В юности вообще себя везде пробовал. И на балалайке играл, и в театральном кружке. И поэзией увлекался. Вот Есенина, например, читаешь… слова какие простые, и сложены незамысловато. А за душу трогает. Вот и у самого иногда строки рождаются. Откуда они берутся? Я не знаю, сами собой откуда-то приходят. Вот зал тренировочный когда оформляли – он же у нас и музей одновременно – ребята мои стихи на баннерах распечатали, тоже здесь повесили. Уж не буду судить, хорошие ли… Супруга, когда на меня обижается, она мне так с укором: «Саша, Саша… А еще поэт…» Ну какой я поэт? Я тренер.

Из воспоминаний Александра Петрова, одного из первых учеников Александра Цикунова:

«Уникальность Александра Цикунова в том, что он, являясь тренером такого сурового вида спорта, как бокс, обладает поразительной тактичностью к своим воспитанникам. Он проявлял ее как на тренировках, так и в свободное время, всегда интересовался нашими достижениями и успехами вне ринга. 

Не слукавлю, если скажу, что иногда мы приходили даже не на тренировки, а ради нашего Александра Викторовича. И вообще, выборгской школе бокса крупно повезло – ее представляли такие профессионалы своего дела, как Борис Афанасьевич Софьин, Алексей Дмитриевич Соколов, Александр Александрович Чуйко... Все они были для ребят легендами, образцом для подражания. 

Я благодарен жизни за то, что она свела меня с Александром Цикуновым, талантливым тренером и душевным человеком, и очень рад, что на моем жизненном пути был и есть такой человек».

Елена БЕРЕЗОВСКАЯ

Читайте также