ЗЕМНОЙ ПОКЛОН!..

ЗЕМНОЙ ПОКЛОН!..
1179
ЗЕМНОЙ ПОКЛОН!..

В преддверии нынешнего Дня победы в редакцию пришло письмо от нашей коллеги из районной газеты «Родниковский рабочий» из Ивановской области Ольги СТУПИНОЙ. Она разыскивала место захоронения своего деда, воевавшего на Ленинградском фронте и  пропавшего без вести осенью 1941 года. Последнее письмо от Александра Васильевича Лебедева  пришло в Родники 19 сентября 1941 года из-под Ленинграда.  С помощью сотрудников выставочного зала «Выборг – город воинской славы»  нам удалось достаточно быстро отыскать нужную информацию. И вот  Ольга и ее сестра Наталья приехали в Выборг, чтобы поклониться земле, за которую отдал жизнь их предок. 

В зале воинской славы

Первым гостей радушно принял выставочный зал «Выборг - город воинской славы». Это символично, поскольку именно заведующий залом Владимир БЫКАЧЕВ и экскурсовод Наталья ГУЩИНА стали первыми помощниками в поиске данных об Александре Лебедеве. Когда мы с Ольгой и Натальей пришли в Зал воинской славы, там как раз проходила памятная акция с презентацией проекта о фронтовых песнях, подготовленная Натальей Гущиной. 

– Дедушка воевал ещё в Финскую войну, – рассказывает Ольга Ступина. – А когда вернулся, сказал жене: «Шура, война будет. Там стоит огромная сила по всей границе». За недолгое мирное время, купил всем детям тёплые вещи, сделал какие-то припасы. На фронт его призвали  в первые же дни войны: 35 лет  –  самый  призывный возраст. Писал письма, как и многие: «Шура, береги детей» и очень переживал за их судьбу…

Вспоминая историю семьи, наша гостья  коснулась и истории своей малой родины. Бабушка и дед работали на  большом текстильном комбинате. Предприятию в 1941 году была поставлена задача: не останавливать производство ни на один день. Это при условии, что только за первых десять дней войны было мобилизовано около 700 рабочих; мужчин, ушедших на фронт, заменили женщины. За такую самоотверженность и героическую работу комбинат и его трудовой коллектив – вставшие к станкам подростки, женщины, старики -  в 1942 году получил Красное знамя ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов) и народного комиссариата текстильной промышленности.

– Зимой 1941 года, когда  закончился уголь для отопления цехов, рабочие пробили во льду и снегу дорогу до деревни километрах в двадцати от Родников и по этой дороге стали возить торф. За это женщины, и в частности, моя бабушка, которая работала ткачихой, получили высокие награды. А в 1944 году наш комбинат - единственное из текстильных предприятий (он тогда уже выпускал оборонную продукцию) – наградили орденом Ленина.

…Незримо был рядом

Бабушка Шура (Александра Лебедева) всю жизнь ждала своего Сашу. Она не разрешала отдавать, а уже тем более выбрасывать его вещи: 

- Помню, мне было лет шесть, мама сажала перед радио (шла передача, где разыскивали друг друга потерявшиеся в войну) и говорила мне: слушай, может быть, дедушка наш откликнется. Это, конечно, было маловероятно, но ведь случались же чудеса… Потом бабушка и старшая мамина сестра   Аза подавали в розыск (кстати, только эти запросы и фигурируют в электронных общедоступных базах данных). Им ответили, что дед попал в плен. 

Тогда стали искать тех, кто с ним вместе призывался, и нашли-таки несколько человек. Все были израненные, один – контуженный, наполовину глухой. Рассказали, что им удалось бежать из плена. Наш дедушка, вероятно, был очень истощён или изранен и, скорее всего, поэтому  не мог бежать с ними. Один из товарищей рассказал, что дедушка будто бы отдал им свой хлеб… В общем-то много они не рассказывали, потому что тем, кто прошел плен, очень тяжело вспоминать. Я знаю это как журналист, потому что много писала о ветеранах… 

Дед по отцовской линии  тоже воевал под Ленинградом. Он прошёл Первую мировую, Гражданскую, Польскую войны.  Остался жив, дошёл до Эльбы. Уже в мирное время он, как и все ветераны, надевал боевые награды  23 февраля и 9 мая. Потом медали «За отвагу» и «За оборону Ленинграда» дал внучатам поиграть. Так и заиграли…

… Похоронены в местечке Лииматта

  22 июня Ольга и Наталья ранним утром побывали на месте, где работала  поисковая экспедиция. Напомним, что выборгские поисковики еще в декабре прошлого года получили из частного финского архива схему расположения санитарного захоронения 1942-44 годов. Финские солдаты, используя в качестве рабочей силы наших пленных, перенесли могилы красноармейцев с территории Выборга за окраину, захоронили также сюда и погибших в боях 1941 года советских солдат. Потом сюда стали хоронить военнопленных – 125 человек, имена которых значатся в конце так называемого списка Тиенхаары. В числе этих 125-ти и обнаружилось имя Лебедева.

Нынешней весной на этом месте развернулась поисковая вахта, работать приехали бойцы студенческих поисковых отрядов из Казани. Предполагалось поднять здесь более тысячи останков, однако объем работ оказался гораздо сложнее ожидаемого, и было поднято только около двухсот. Продолжение экспедиции планируется в августе-сентябре. Когда работы будут выполнены, все останки перенесут в воинское захоронение  на 4-м километре. Ольга и Наталья побывали и там.

Как пережили?..

Мама Натальи, к сожалению, уже ушедшая из жизни, единственная, кто помнил отца, как он угощал ее шоколадными конфетами. В 41-м девочке было семь лет; когда отец ушёл на фронт, именно ей пришлось заботиться о младших сестрах и братьях:

– Бабушка уходила на работу на 12-часовую смену. Мама была еще совсем малышкой, ей делали соску из картошки и козьего молока. Так и выжили… После войны тоже был голод… Не устаешь поражаться, сколько люди вынесли, как пережили, – задумчиво говорит Ольга.

По сей день она привычно всматривается в  кадры военной кинохроники – не мелькнет ли  лицо деда. В Родниках уже после войны работали пленные немцы, и мама, как и другие солдатки, отправляла ребятишек их подкармливать. Сами голодали, хлеба не хватало, но собирали в узелок выращенные огурцы, картошку, еще какие-то припасы и несли вражеским солдатам: вдруг и нашего отца, находящегося в плену, какая-то сердобольная женщина покормит….

Особый раздел экспозиции

Наталья Гущина показала гостям витрину, посвященную Тиенхааре. Взволнованно они перелистывали страницы копий финских документов лагеря военнопленных №6 и 64-го военного госпиталя, где под № 1965 значится имя Александра Лебедева.

– Он был первым из умерших в 1943 году. Все они были похоронены в Лииматта, об этом у нас есть справка из финского архива, – уточняет детали Владимир Быкачев. – По этим документам уже найдены многие. Андрей Смунев был первым, потом Смехнов, родственники даже принесли его фотографию (они, оказывается, жили в Каменке).

По местам боёв

Гости приняли  участие и  в памятном походе на Транзундский рейд, побывали на месте высадки советского десанта в боях за острова Выборгского залива в июле 1944 года, в поселке Советский и в Высоцке, познакомились  с  местными ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. В их числе – Мария Александровна НИКИТИНА. Она рассказала, в частности, и о своем шефстве над памятным местом и обелиском в местечке Малиновка, где, как предполагается, было одно из подразделений лагеря военнопленных.

Там, в Малиновке или на Лесном кордоне, наших ивановских гостей встретили специалисты администрации Селезневского поселения Александр КОРОЛЁВ и Антон ГРИНЕНКО, они рассказали об истории  мемориальной зоны. Глава администрации поселения Сергей РЫБНИКОВ организовал для родственников Александра Лебедева маленькую экскурсию в штольни, расположенные неподалеку.

Как рассказал местный управляющий по имени Виктор, изучавший историю этих легендарных  рукотворных пещер, они были построены в 1914 году во время Первой мировой, еще в эпоху Российской империи как убежище от химических атак (в это время как раз начало применяться химическое оружие). В 1939 году штольни были приспособлены финнами под склады боеприпасов. 

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также