ТВОРЧЕСКИЙ ВТОРНИК

Музей "Выборгский замок" отметился на этой неделе настоящим творческим вторником: открылись сразу три выставки, прошло несколько занятий для детей.

ДОМ ГОВИНГА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ

К сожалению, мастер-класс для младших школьников "Дом с каминами" не собрал большого числа желающих. Да это и понятно: ограничение не более 15 человек не позволяло привести школьный класс. А много ли найдется родителей, готовых в будний день пойти на занятие в музей?

Этот мастер-класс проходил в рамках международного проекта "Какое сейчас время в Выборге?", начатого в 2001 году финно-американской художницей Лиисой РОБЕРТС.

В свое время проект родился с целью снять кино о Выборге на основании видения детей. Этот фильм демонстрировался на финском телевидении. Но творческие связи остались, и проект продолжился. Как сказала Лииса, Выборг быстро меняется, и зачастую это незаметно для тех, кто живет здесь. Что-то строится, реставрируется и что-то разрушается. Лииса не пытается дать оценку этим процессам, она просто смотрит на город глазами художника.

Занятие с детьми проводила петербургский искусствовед и педагог Любовь ИВАШИНА. В 2001 году она была одним из тех подростков, которые участвовали в проекте. Сначала Любовь рассказала детям о доме Говинга, каким он был, основываясь только на воспоминаниях жителей и исторической справке. При этом Любовь намеренно не использовала изображения дома или иллюстративные материалы, чтобы дом получился таким, каким его могут представить себе дети. На вопрос: "Зачем?" Любовь ответила: "Чтобы дома, которые не могут жить по-другому, были восстановлены в нашем воображении и сердцах наших детей".

Можно не сомневаться, что этот мастер-класс оставил след в сердце юных художников, и теперь, проходя мимо дома Говинга, они будут видеть не только старое разрушающееся здание, но и вспоминать историю его былого великолепия.

"ОТЕЦ ПЕТЕРБУРГСКОГО АВАНГАРДА"

Пожалуй, самым ярким событием этого дня стало открытие выставки философа от искусства Боба (Бориса) КОШЕЛОХОВА.

Первое признание публики пришло к Бобу еще в 80-х годах. Это было удивительное время, когда государство немного ослабило идеологические гайки, и мы стали свидетелями яркого всплеска неформальной культуры. Особенно выделялся на этом фоне Ленинград. Достаточно вспомнить ленинградский рок-клуб, митьковское движение. Те, кто застал это время, глядя на Боба, сразу признают в нем ветерана-хиппи. И дело, разумеется, не только в одежде. Хиппи - это стиль жизни. Любопытно, что все картины на выставке без названий.

- Что такое название? - говорит Боб. - Это моя частная точка зрения. Это определенная рамка, в которой я навязываю зрителю свое мировоззрение. А зритель свободен. Например, художник Пауль Клее сказал: "Не я смотрю картину, а картина смотрит меня". Иначе говоря, когда зритель смотрит на картину, возникает диалог. И если диалог есть, то название не нужно. Смотрите, хотите - принимайте, хотите – нет.

Боб не получил профессионального художественного образования.

- Я до сих пор рисовать не умею, не знаю, что это такое,- скромничает художник, чьи картины имеются в галереях и коллекциях по всему миру.

Как и многих творческих людей того времени, Боба можно отнести к поколению дворников и сторожей. Известно, что в СССР сажали за тунеядство, поэтому художникам и музыкантам, не вписывающимся в направление соцреализма, приходилось иметь официальную работу. Боб также поменял множество самых различных профессий.

Первая персональная выставка художника состоялась в 1986 году, когда ему было 44 года. Ее устроила в знак благодарности Дирекция областных музеев, которой художник передал в дар 120 своих работ. Это была первая выставка художника нон-конформиста в России, начиная с 1924 года.

- Я тогда жил в коммунальной квартире, - рассказывает Кошелохов. - Там была бытовая комната, где я сделал антресоль, куда складывал работы, потому что в комнате от картин было уже не продохнуть, не повернуться. Люди в квартире жили незатейливые, простые, и однажды по-пьяни они пригрозили выбросить мои работы. Я задумался, куда их деть. От одного знакомого, признанного официального художника, я знал, что, например, Русский музей, даров не принимает – нет места.

А в то время нон-конформистами уже заинтересовались на Западе. И вот, чтобы не иметь неприятностей с комитетчиками, я решил обзавестись бумагой, что мои работы не представляют художественной ценности. Поэтому я сдал часть картин на комиссию в Русский музей. В музее посмотрели и забрали три работы, а бумаги не дали. Куда остальное девать? И здесь мне помогли ребята из Дирекции областных музеев. Дирекция прислала комиссию, в результате чего у меня взяли 120 работ, которые разошлись потом по музеям области, и в том числе попали в Выборгский замок
.

Спасибо Светлане Александровне АБДУЛЛИНОЙ, Алёне ГОЛОВАЧ за эту выставку, и всем кто заботится и бережет мои работы.

У меня нет времени их собирать – мне интереснее работать, или, как я говорю, чистую ткань делать грязной тряпкой.

ВЫСТАВКА "ИЮНЬ 1941 ГОДА: НА ИЗЛОМЕ"

Эта выставка приехала в замок из Петербурга, она была создана германо-российским музеем Берлин-Карлсхорст. На ней представлены 24 краткие биографии-судьбы, проиллюстрированные фотографиями. Это люди, бывшие участниками Второй мировой войны с той и другой стороны, преступники и их жертвы. Выставка построена на контрастах, стенды, посвящённые советским людям, чередуются с посвящёнными немецким солдатам. И немцы здесь тоже разные: от убеждённых фашистов до тех, кто осознал безумие войны.

НА СТРАЖЕ ЗАКОННОСТИ

Третья выставка "На страже законности" из фондов ЛОГАВ открылась в Петровском зале замка. Она посвящена истории правоохранительных органов Ленинградской области и в большей степени рассказывает о первых годах советской власти.



ПРОШЛОЕ ВЫБОРГА

Творческая группа, работающая над проектом "Какое сейчас время в Выборге?", собирает фотографии для открытого архива, отражающего недавние изменения, произошедшие в городской среде и архитектуре Выборга.
Жителей Выборга просят найти в своих домашних альбомах старые фотографии тех мест, которые сегодня выглядят иначе. На них могут быть запечатлены здания, парки, магазины, дворы и другие общественные пространства Выборга.

Снимки в электронном виде присылайте по адресу: vbg2013@gmail.com Распечатанные фотографии можно бесплатно сканировать и оставить в Центральной библиотеке Алвара Аалто (отдел периодики) по адресу: пр. Суворова, 4, или в Межпоселенческой библиотеке Выборгского района по адресу: ул. Рубежная, 18.

Читайте также