В МОСКВЕ - О ЛЕНИНГРАДЕ

В МОСКВЕ -  О ЛЕНИНГРАДЕ
678
В МОСКВЕ - О ЛЕНИНГРАДЕ

В конце лета корреспондента нашей редакции (как потом оказалось, единственного представителя районной газеты), пригласили на трёхдневный пресс-тур в Москву! Главной целью, которую ставил перед собой инициатор тура, а это было правительство Москвы, показать туристическую доступность столицы для россиян. Собралось нас со всей России 15 журналистов, в том числе один блогер…

Люблю путешествия. Приезжаешь в какую-нибудь страну на берегу Средиземного моря,набираешься солнца, моря, витаминов. Всегда новые впечатления. А  Москва… Как-то так получилось, что бываем мы теперь там нечасто,  все уже, кажется, посмотрели в свое время. Но раз приглашают, почему бы и  не поехать?

И вот после ночи в экспрессе, стою я на площади трёх вокзалов, жду сопровождающего. Интересно, что вместо откормленных сизых голубей здесь снуют стайки длинноклювых скворцов, которые старательно подбирают лакомства, щедро насыпанные на тротуар встречающими, провожающими, отъезжающими, приезжающими и просто без дела слоняющимися людьми.

Гостиница «Hilton Moscow Leningradskaya Hotel» находится в пяти минутах ходьбы от Ленинградского вокзала, поэтому времени до начала программы достаточно, чтобы привести себя в порядок, позавтракать и познакомиться с блогером Сергеем из Краснодара и ярославской съёмочной группой в лице оператора Даниила и корреспондента Павла. Вот так, за первой чашкой кофе у нас сформировалась мини-группа внутри медийного сообщества. 

Программа первого дня началась с «Мосфильма», а завершилась «Тайной московских замков-3» с МоскваХодами. Но уже на первой  прогулке по улицам столицы мы познакомились с китайскими драконами и высокомерным львом, увидели романтическую башенку с часами, слонов, играющих на свирелях, греческих красавиц,  подивились  надписи на латыни, украшающей действующие солнечные часы, бросили взгляд на автопортрет великого архитектора Федора Шехтеля. Любопытно:  мне показалось, что эта экскурсия интереснее москвичам, чем туристам. 

О небожителях «Мосфильма»

Российская «Фабрика грёз» открывает свои секреты перед желающими увидеть все, что происходит за воротами главной киностудии страны. Это обособленное пространство со множеством улиц, павильонов и зданий занимает около 40 гектаров. Первым местом показа был музей ретроавтомобилей. Здесь и «Мерседес» Штирлица, и «ЗАЗ-965» из комедии «Три плюс два», и 21-ая «Волга», знакомая всем по кинофильму «Берегись автомобиля», и «ГАЗ» 1934 года выпуска, который блистал в лентах «Вечный зов» и «12 стульев» Гайдая. «ЗИС-8» из картины «Место встречи изменить нельзя», конечно, тоже тут.

Наряду с автопарком в музее представлено разнообразное собрание карет, бричек, саней, пролеток и других повозок. На прикреплённых рядом табличках читаем, что кареты были задействованы в фильмах «Гардемарины, вперёд!», «Тайны дворцовых переворотов», «Институт благородных девиц», «Война и мир», «Анна Каренина», «Дворянское гнездо» и «Формула любви», а пролетка в кинофильмах «Новые приключения неуловимых», «Трактир на Пятницкой» и «Сватовство гусара».Здесь же незабвенные советские автоматы с газировкой  («Операция «Ы» и другие приключения Шурика»).

После осмотра музейных экспонатов, отправляемся на открытую площадку с декорациями Старой Москвы. Построенная в 2003 году к фильму Карена ШАХНАЗАРОВА «Всадник по имени смерть» и  представляющая собой Москву XVIII – ХХ веков декорация легко трансформируется в Берлин, Париж, Тбилиси и даже Копенгаген. Отснято уже десятки проектов, последний из которых – «Анна Каренина»  Шахназарова с Елизаветой БОЯРСКОЙ и Максимом МАТВЕЕВЫМ в главных ролях.

Волшебная сила искусства: попадаешь на каменную мостовую питерской улицы  XIX века, а за поворотом – уже старая Москва. Кажется, что все здания здесь каменные или кирпичные, но если присмотреться, видишь: это фанера, пенопласт, картон, сверху загипсованные и полые внутри. Здания магазинов,  гостиниц, трактиров, ресторанов и церкви невысокие, с учётом того, что камера увеличивает натуру на 10-15%. Мешает возвышающийся жилой комплекс высотой более 200 метров, который стоит напротив киностудии, но выручают современные технологии кинопроизводства. Интерьер комнат снимается в обычных квартирах или в павильонах.

На территории «Мосфильма» установлены памятники Василию Шукшину, Сергею Бондарчуку, а также Неизвестному оператору.

За девяносто лет здесь создано более двух с половиной тысяч  полнометражных фильмов, работали режиссёры: Довженко, Эйзенштейн, Пудовкин, Пырьев, Александров, Ромм, Чухрай, Калатозов, Бондарчук, Тарковский, Гайдай, Рязанов...

«Я говорю с тобой из Ленинграда…»

Пресс-секретарь международного фестиваля ВГИК и творческой студии «Стелла» Елена БАРХАНСКАЯ познакомила нас с генеральным директором студии Фёдором ПОПОВЫМ, который является продюсером и режиссёром-постановщиком картины «Коридор бессмертия», находящейся  в производстве. Фильм посвящен строительству Дороги победы, и ее значению в окончательном  снятии блокады Ленинграда.

Идея будущего фильма родилась несколько лет назад, когда Фёдор Попов прочитал статью петербургского писателя Дмитрия КАРАЛИСА и увидел  в журнале фотографию главной героини:

 - Когда я начинал работу над фильмом, я не встретил ни одного петербуржца, который бы знал, что-то про эту дорогу. Все сразу думали про автомобильную «Дорогу жизни» на Ладожском озере, хотя подвиг железнодорожников не менее важен. Увы, незаслуженно забыта история строительства железнодорожной ветки длиной 33 км, которая была проложена по болотам за каких-то 17 зимних дней вчерашними школьницами в период, когда у фашистов отбили небольшой островок суши вдоль Ладожского озера от станции Шлиссельбург до станции Поляны. 

По этой дороге в Ленинград перевозили до 75% грузов, что позволило сохранить жизни многих ленинградцев. В ходе её строительства и эксплуатации в военное время, большие людские потери были и у железнодорожников. Шлиссельбургскую трассу повреждали 1200 раз! Из паровозной колонны в 600 человек погиб каждый третий. Трассу называли «коридором смерти», а она действовала вплоть до полного освобождения города в январе 1944 года.

В поиске оригинального сценария Федор Попов успел снять документальный фильм «Колонисты», для чего встречался с прототипом главной героини фильма Марией Ивановной  ЯБЛОНЦЕВОЙ, которая работала на этой дороге кондуктором. Она не только подсказала какие-то детали, фразы, воспоминания Федору Попову, но и рассказала об отношениях между людьми того времени, чистых и в высшей степени целомудренных.

Кондуктора сигналили поездам о возможности проезда. Сейчас трудно это  представить, но девушки с фонарями стояли вдоль дороги живым коридором, потому что поезда ходили только в ночное время по очень узкому перешейку, который простреливался. В фильме главную героиню, кстати, так и зовут: Маша Яблочкина. 

«Они смогли, и мы сможем»…

С таким трудом полученные летом 2014 года на производство фильма 35 миллионов рублей в августе прошлого года обнулились - у банка отозвали лицензию. Разморозить вклад оказалось труднее, чем проложить зимой рельсы. Создатели фильма объявили сбор средств всем миром (который продолжается до сих пор), в результате чего удалось собрать 2,5 млн. рублей, часть из которых пошла на сооружение моста через озеро Ильмень, где и проходили основные съёмки. Удалось сэкономить и благодаря поддержке властей, военного ведомства и РЖД.

  - Больше всего меня поражала массовка, - говорит режиссёр - Взрывы, грязь, холод, а им интересно. Это дорогого стоит.

Актёры работали по 16 часов в день в течение четырех месяцев на открытой площадке, в том числе и ночью. Процесс съемок идёт, опираясь на народную поддержку. 

Ольга НАБАТОВА

Продолжнение темы: МОСКОВСКИЕ КАНИКУЛЫ, ИЛИ ЧТО Я ВИДЕЛ В СТОЛИЦЕ

Читайте также