РЕНЕССАНС: МАСТЕРСТВО ИЗ РУК В РУКИ

РЕНЕССАНС:  МАСТЕРСТВО ИЗ РУК В РУКИ
921
РЕНЕССАНС: МАСТЕРСТВО ИЗ РУК В РУКИ

Очередной концерт абонемента “Встречи с музыкой” познакомил слушателей с популярными произведениями композиторов эпохи Ренессанса (XIV-XVI вв.). И поскольку Выборг всегда был местом сосуществования разных культур, то можно предположить: эта музыка звучала здесь и пятьсот лет назад… 

К  стати, великий Леонардо да Винчи прекрасно знал музыкальный язык и великолепно играл на лютне. А первыми авторами и исполнителями музыки эпохи Возрождения были священники. В те века можно было услышать не только духовную, но и элитную замковую музыку, предназначенную для аристократического общества. 

Прежде всего, композиторы того периода создавали музыку для органа. Этот инструмент является клавишно-духовым, а его родные братья – баян и аккордеон. Орган появился в третьем веке до нашей эры в Египте, а затем попал в Европу. Забавная историческая деталь: сначала он использовался в цирке и на больших церемониях, а потом люди увидели, что орган может звучать по-разному, подражая различным инструментам и голосам. Так будущий король музыкальных инструментов попал в лоно церкви, и сегодня мы уже не представляем себе службу в католическом или лютеранском храме без органа. 

Напомним, что выборгский орган, который находится в соборе св. Петра и Павла, приехал к нам из Миккели. Звучание этого инструмента по достоинству оценили разные органисты - в частности, профессор Московской консерватории и музыковед Евгения КРИВИЦКАЯ (её игру мы слышали в рамках фестиваля “В сторону Выборга”). Но настоящим его другом стала известная пианистка, а теперь и органистка, Наталья ВАЛЬЧЕНКО.

Концерт, прошедший в рамках абонемента “Встречи с музыкой”, был составлен из произведений Джованни Кроче, Марко Антонио Индженьери, Джованни Франческо Анерио, Винченцо Руффо, Франческо Сариано, Джованни Бернандино Нанино, Микельанджло Росси и других - в исполнении лауреата международных конкурсов, ансамбля старинной музыки “Кантика-Гальярда” (Людмила КУЗИНА, Александр и Владимир ДВИНСКИХ, Галина КЛЫШНИКОВА, Александра КОВТУН, Алина ЛЕНЬШИНА, Даниил МАКСИМОВ, Полина МАСЛЮК и Александр РОМАНОВ). 

Примечательно, что для  Ренессанса характерен ансамбль в форме консорта, где один и тот же инструмент представлен разными размерами. Например, в “Кантике-Гальярде” имеются блок-флейты сопрано, тенор, альт и бас. Так же можно представить и виолу (старинный смычковый инструмент). Самая маленькая - это виола да гамба сопрано, а есть ещё виолы альт, тенор и бас, а также прототип контрабаса - виалон. Примечательно, что виола да гамба по своему абрису удивительно напоминает современный контрабас в миниатюре. “Да гамба” обозначает то, что инструмент удерживают ногами. 

Настоящим подарком публике стало выступление Дарьи ШКУРЛЯТЬЕВОЙ, представившей нам виолу да гамба. Дарья приехала в Выборг в прошлом году и сразу же влилась в музыкальную жизнь города. Она родилась в Москве, закончила училище при Московской консерватории. Обстоятельства сложились так, что потом она получила юридическое образование, а позже всё-таки вернулась в музыку. Завершив обучение на заочном отделении Нижегородской консерватории, Шкурляьтева стала музыковедом, музыкальным журналистом. 

Сейчас она работает в информационной службе петербургского кафедрального лютеранского собора святой Марии. А в выборгском соборе св. Петра и Павла Дарья – руководитель приходского хора. Ей и раньше приходилось играть на виоле:

- В Москве при МГУ у нас был центр-консорт таких аутентичных инструментов. Надо сказать, при университете есть целый оркестр из студентов -  бывших выпускников детских музыкальных школ. Более того, тем же студентам-историкам нравится реконструировать старину, в том числе и средние века. Именно из музыкальной студенческой среды вырос и наш ансамбль, куда вошли историки, химики, физики. А руководителем его стала Александра Дроздова, профессиональный музыкант, солистка московского ансамбля старинной музыки “Мадригал”. Кстати, её муж - мастер, который делает музыкальные инструменты, в том числе воссоздаёт и старинные по специальным чертежам и лекалам. Он сделал для меня вот этот аутентичный ренессансный смычок. Обратите внимание, я держу его иначе, не так, как его держат современные скрипачи. 

Хочу сказать, что, к примеру, в Финляндии при консерватории Сибелиуса есть специальный факультет, где студенты осваивают игру на виоле да гамба. А в России этому можно учиться только средневековым способом: когда мастер передаёт ученику своё мастерство “из рук в руки”. Именно так Дроздова научила меня играть на виоле…

Остаётся добавить, что следующий концерт абонемента состоится в середине декабря и будет посвящён 330-летнему юбилею Иоганна Себастьяна Баха. 

Читайте также