ПАРАДОКСЫ «ХИТРОГО» ДОМА

ПАРАДОКСЫ  «ХИТРОГО» ДОМА
598
ПАРАДОКСЫ «ХИТРОГО» ДОМА

«Николай Николаевич, а что, воду надолго отключили?» – выходя утром из дома № 9 по улице Сторожевой башни, жильцы адресуют этот вопрос дворнику Николаю ГРИГОРЬЕВУ. И правильно: в свое время дворник был тем человеком, на котором держалось все коммунальное хозяйство. Но не будем подозревать наших людей в ретроградстве - просто Николай Николаевич – ещё и председатель совета дома.

Николай Григорьев пользуется заслуженным уважением соседей: положительные изменения последних лет – во многом его заслуга. Например, в тот день, когда мы нанесли визит дому № 9, там устанавливали новые почтовые ящики. Во дворе стоит несколько урн – это уже огромное отличие от всех дворов Старого города. «Вот сделают капитальный ремонт – и уйду из председателей», – грозит Григорьев соседям. Его понять можно: тяжелая это обязанность. Казалось бы, все Николая Николаевича знают, но некоторые как-то не улавливают связи между чистотой во дворе и его каждодневным трудом. Вот один вопиющий пример. 

В доме нет балконов, поэтому жильцы выходят курить на лестницу. Бычки складывают в консервные банки. Когда банки наполняются, их просто сбрасывают вниз, во двор. Николай Николаевич говорит, что раньше надеялся на порядочность соседей, эти самые банки им на подоконник ставил – не помогло. Просто руки опускаются. 

Вот, посмотрите, утром убирал. Люди идут на стоянку и прежде чем сесть в машину бросают выкуренную сигарету. Или того хуже – пепельницу из машины на землю вытряхивают. Вечером на лавочках сидят, а утром приходишь – всё заплёвано. На днях диван вытащили и бросили прямо на пешеходной дорожке. А у нас четыре контейнера в округе, на любом направлении! Видите, какой парадокс.

Напомним, кстати, ближайший контейнер стоит прямо у стен кафедрального собора, под памятной доской (и воздуха, как говорится, не озонирует). Такой вот наш выборгский ответ туристам. 

Читатели с нашей помощью уже познакомились со многими городскими дворниками. Заметьте: для всех из них главной проблемой является то, что люди, идя на работу, кладут в урны мешки со своим домашним мусором.

– Ребята, милые, у вас совесть есть? Ну, если ты такой свин, то хотя бы поставь мешок рядом, так ведь нет – утрамбуют в мусорку. Куда потом бумажки кидать? А иногда просто оставляют на лестничных клетках. За всеми не уследишь, в нашем доме 132 квартиры. 

Николай Николаевич показывает задний двор, где тоже до недавнего времени было под окнами полно окурков. Но относительно недавно у Григорьева появился единомышленник – дворник хостела, который располагается как раз за домом № 9. Поэтому сейчас эта территория чисто убрана. Справедливости ради надо сказать, что люди-то в основном здесь живут приличные, и у председателя много добровольных помощников. Например, Сергей ЛАРИОНОВ сам установил декоративный шлагбаум, чтобы посетители хостела не ставили свои машины совсем уж под окна. Уже несколько лет клумбу перед домом украшают различные «малые формы» и цветы. Это другая семья старается. Говорят, даже выигрывала какой-то городской конкурс по оформлению. Правда, по мнению автора статьи, наблюдающего несколько лет эту композицию в развитии, гигантские плюшевые игрушки и многочисленные ведра-кадки для полива на клумбе – это уже перебор.

– А дом у нас чудесный. Большой, хитрый дом. Между прочим, мои окна (живёт Григорьев на пятом этаже) выходят прямо на Часовую башню. 

И правда, по мнению краеведов, архитектору Борису Соболеву удалось удачно вписать общежитие порта в облик средневекового квартала, придав советской постройке необычную конфигурацию. Квартирки здесь, правда, небольшие – 20-22 метра, все однокомнатные. А живёт Николай Григорьев в этом доме с середины 1980-х. Сам он родом из Подпорожья, по профессии техник-механик по оборудованию обувных фабрик. После окончания Ленинградского механико-технологического техникума успел поработать на обувных фабриках в Невеле, в родном городе, а потом увидел объявление о том, что в Выборгскую тюрьму требуется главный механик. Приехал, отработал 10 лет в этой должности, а в 1978 году ушёл в порт крановщиком. В новостройке ему дали сначала квартиру на двоих с Иваном Ташкиным, а когда дом городу передали – каждый получил отдельную. Теперь они с Иваном соседи. 

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Известно ли вам, что

* Во времена допетровской Руси существовало понятие «пустой дворник» – так называли дворника, служившего на постоялом дворе, где в данный момент не остановился ни один гость. 

* По указу генерал-губернатора Москвы В.А. Долгорукова (годы генерал-губернаторства 1865-1891): дворник состоял в подчинении у местной полиции; ему не могло быть менее 21 года; имел бляху; за неисполнение своих обязанностей подвергался штрафу.

* Обязанности дворника (1854 год). «Дворник обязан знать в лицо всех жильцов дома, где служат, в каких квартирах живут, чем занимаются, их звания и чины, а также прислугу их и кто по какому виду проживает». Вид – это паспорт. Именно в обязанности дворника входило немедленно относить в полицию паспорт вновь прибывшего в дом жильца для прописки. 

* На границе 19 и 20 веков дворник представлял собой внушительного малого в белом фартуке. Внушительного – потому как в дворники обычно набирали отставных военных: от рядовых до фельдфебелей, в возрасте от 21-28 (по разным данным) до 45 лет.

* Квартиры в доходных домах сдавались «с дровами» или без. В первом случае в обязанности дворника входило наколоть их и поднять на этаж. Во втором случае это было не обязанностью, а дополнительным заработком по соглашению с жильцом. 

* Помимо разноски дров дворники выполняли для жильцов другие мелкие услуги: поднимали на чердаки сушиться постиранное белье, выбивали ковры, помогали выносить вещи при отъезде на дачу, и тому подобное. За все это им полагались чаевые.

Читайте также