ЭЛЕКТРОННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Уже в этом году жителям Ленинградской области будет доступно 100 государственных услуг. О плюсах нововведения нам рассказал председатель регионального комитета по информатизации и телекоммуникациям Андрей ШОРНИКОВ.

- Андрей Петрович, прежде всего, что такое электронные государственные услуги?

- Когда мы говорим об электронных госуслугах, то имеем в виду портал государственных услуг. В каждом субъекте Российской Федерации таких порталов два — федеральный (gosuslugi.ru) и региональный (для Ленинградской области – gu.lenobl.ru).
Содержание порталов можно условно разделить на две части. Во-первых, информационная, в которой описываются необходимый перечень документов, ответственные лица и организации, механизм предоставления, сроки и результаты оказания услуги. Вторая часть – это раздел электронных государственных услуг. В него можно попасть только после предварительной регистрации, и именно он позволяет получать госуслуги без утомительного простаивания в очередях, а в ряде случаев и не выходя из дома.

- В чем преимущества получения государственных услуг в электронном виде?

- Самое очевидное - это экономия сил и времени при подаче документов. На портале госуслуг все бумаги отправляются через личный кабинет пользователя, то есть из дома.
Вторая важная особенность - удаленная проверка корректности предоставленной информации государственными служащими. Мы знаем, что документы для получения государственных услуг оформляются по определенным правилам. Если какая-то справка отсутствует или оформлена неверно, заявитель вынужден уходить, чтобы исправить ситуацию, потом он возвращается, снова ждет приема, тратит время…
При электронной подаче документов чиновник проверяет полноту приложенных документов и правильность их оформления. Если что-то не так, то заявление возвращается гражданину в личный кабинет с указанием того, что нужно исправить. И только когда все в полном порядке, заявителю назначается время посещения для личной подачи бумаг. А в случае, если у гражданина есть электронная цифровая подпись (ЭЦП), то решение об оказании услуги принимается без личного присутствия.
Кстати, согласно федеральному закону № 210, принятому в 2012 году, граждане не обязаны приносить чиновникам справки с информацией, которая хранится в других ведомствах. Например, справка об отсутствии судимости, которую раньше получали в органах внутренних дел. Дело в том, что сейчас активно развивается система межведомственного взаимодействия. Государственный служащий сам через эту систему отправляет запросы в госучреждения и получает необходимую информацию. Граждане, в свою очередь, предоставляют только те документы, которые перечислены в законе как документы личного хранения.

- Но ведь за получением услуги все равно надо приходить в учреждение?

- Вы правы, но значительный плюс в том, что не надо стоять в очередях. За результатом оказания государственной услуги (справка или иной документ) нужно подойти в назначенное время, а не в порядке живой очереди. Повторюсь, если у заявителя есть ЭЦП, то не нужно даже лично подавать заявление, остается только прийти за итоговым документом. Или, в случае с назначением денежных пособий или компенсаций, получить уведомление о принятии положительного решения по заявлению. По законодательству, документы, подписанные ЭЦП, принимаются без личного присутствия заявителя.

- Андрей Петрович, какие государственные услуги уже реализованы на портале?

- Хочу отметить, что для обоих порталов: и федерального, и регионального - используется регистрация в ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации). Это значит, что зарегистрировавшимся гражданам доступны как федеральные, так и региональные государственные услуги. Среди наиболее популярных федеральных услуг (портал gosuslugi.ru) - выдача и замена внутрироссийского паспорта, оформление и выдача заграничного паспорта гражданина РФ, выдача водительских удостоверений при замене, утрате, оформление международных водительских прав. Для регионального портала (gu.lenobl.ru) популярностью пользуются услуги по государственной регистрация рождения и смерти, услуги ЗАГС и, конечно, электронная запись в детские сады Ленинградской области.
До конца 2014 года будут введены еще 90 новых услуг, из которых 36 будут относиться к социальной защите населения, остальные - в области образования, здравоохранения, труда и занятости, лицензирования, управления имуществом.

- И какие из них появятся в первую очередь?

- Планируется, что 90 новых услуг будут внедрены поэтапно до конца 2014 года. Мы ориентируемся на наиболее востребованные услуги и на те категории населения, которым объективно сложно получать государственные услуги обычным порядком. Например, пособия молодым мамам. Очевидно, что с рождением ребенка у мамы появляется масса новых забот, и ей совершенно некогда собирать документы и высиживать очереди, — а сегодня родители зачастую ходят в государственные учреждения с малышом. Оформить документы из дома, когда есть свободная минута, гораздо проще. Или, например, пенсионеры, которым тяжело в силу возраста совершать походы в госучреждения.

- Но ведь далеко не все они умеют обращаться с компьютером…

- Это действительно так. Но, как правило, пожилым людям оформлять документы помогают родственники. Обычно они моложе, лучше разбираются в новых технологиях. Им не составит труда зарегистрироваться в ЕСИА, и подать заявку из дома.

- Насколько электронные услуги актуальны для Ленинградской области? Ведь это не мегаполис, как Санкт-Петербург, и интернет есть далеко не у всех.

- Согласно последним исследованиям, доля проникновения интернета в Ленинградской области — более 60%. Это значит, что пользователей сети в регионе около миллиона, что не так уж и мало.
Кроме того, если у гражданина нет возможности выйти в интернет из дома, он может сделать это совершенно бесплатно в отделениях Почты России: сегодня в Ленинградской области в 205-ти из них оборудованы точки коллективного доступа.

- Как стать пользователем портала госуслуг?

- Для этого нужно зарегистрироваться в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Сделать это довольно просто.
Чтобы получить доступ в личный кабинет, достаточно ввести номер телефона и адрес электронной почты. Пользо-ватель получает так называемую упрощенную учетную запись, которая, впрочем, только фиксирует желание гражданина использовать портал государственных услуг. Ведь в системе нет данных даже об имени и фамилии пользователя.
Для того, чтобы иметь возможность получать электронные государственные услуги в полном объеме, потребуется заполнить профиль: указать паспортные данные и номер СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования).
Информация автоматически будет проверена по соответствующим базам данных, и в случае, если она корректна, пользователь становится обладателем стандартной учетной записи. Стандартная учетная запись позволяет получать госуслуги в электронном виде, но с обязательной явкой и предоставлением оригиналов документов.
Поэтому мы рекомендуем получить подтвержденную учетную запись. Для этого необходимо пройти подтверждение личности. Сейчас для этого нужно получить код активации: заказать его доставку через Почту России или обратиться с паспортом и СНИЛС в филиал Ростелекома.
Однако до конца 2014 года процесс упростится: ключ активации останется в прошлом. Достаточно будет просто прийти в офис продаж Ростелекома, многофункциональный центр (МФЦ) или органы местной власти (администрации городских и сельских поселений), где оператор в вашем присутствии подтвердит личность, и вам станут доступны все услуги порталов gosuslugi.ru и gu.lenobl.ru. Из документов также понадобятся - паспорт гражданина Российской Федерации и СНИЛС. А с октября 2014 года оформить подтвержденную учетную запись можно будет в почтовых отделениях Ленинградской области. Только подтвержденная учетная запись вместе с ЭЦП позволяет подавать заявления без личного присутствия.
Кстати, региональные электронные услуги — это еще и запись в образовательные учреждения (детский сад, школа), а также услуги ЗАГС. Для того, чтобы ими воспользоваться, не нужно регистрироваться в ЕСИА, однако ссылки на соответствующие ресурсы также размещены на региональном портале.

- Насколько востребованы сегодня госуслуги в электронном виде?

- Согласно указу Президента № 601, к 2018 году 80% государственных услуг должно оказываться в электронном виде, и я уверен, что это достижимый показатель, потому что динамика в целом по стране положительная. По статистике, в 2013 году количество пользователей портала возросло вдвое по отношению к предыдущему году. Граждане постепенно начинают привыкать к такой форме общения с государственными служащими, видят простоту и удобство работы через интернет. Уверен, что спрос на электронные госуслуги будет только расти, а наша задача – сделать их получение в новом виде максимально простым, понятным и удобным
.

Читайте также