ТАК ПОБЕДИМ!

Михаила Калика в рамках кинофестиваля чествовали в стенах театра "Святая крепость". Вечер был удивительно теплый и задушевный.

Последний номер концертной программы оказался сюрпризом для именитого режиссёра, сидевшего в первом ряду. Пианист Алексей ГОРИБОЛЬ исполнил прелюдию к картине Калика "Маленький школьный оркестр", которая считалась утерянной. Недавно неожиданно всплыли плёнки, лежавшие много лет в старом шкафу. В кадрах – уникальная атмосфера знаменитых 60-х, которая, конечно же, нашла свое отражение в музыке.

Вечер, как и всегда, вела Вера ТАРИВЕРДИЕВА. Одна из добрых традиций "Окна в Европу" – музыка Микаэла Таривердиева, стоявшего у истоков фестиваля. Но сегодня мало кто знает, что два Михаила дружили со студенческой скамьи. И это была не просто дружба, а настоящий творческий союз режиссёра и композитора, крепкая связь, которую они поддерживали на протяжении жизни.

Их первым фильмом, который был сделан на новой волне кино 60-х, стала знаменитая лента "Человек идёт за солнцем" (1961). Мальчик решил узнать – правда ли, что если всё время идти за солнцем, то можно обойти всю землю? В пути ему встречаются: продавец лотерейных билетов, учёный из института Солнца, счастливые отцы у роддома, похоронная процессия, строители, накормившие его вкусным обедом, золотые рыбки в городском фонтане…

"Нам казалось, что впереди нас ждёт только радость…" Калик и Таривердиев были, по выражению Веры Таривердиевой, сумасшедшими, свободными и необычными людьми: - В своё время Савва Кулиш говорил: "Если бы фильм Калика "Любить" (1968) вышел на экраны, то судьба кинематографа могла бы быть другой". Калик и Таривердиев всегда удивлялись:, почему этот фильм не выпустили? Они не могли понять, что в то время четыре новеллы о любви, каждую из которых сопровождала цитата из библейской Песни Песней, и где в финале молодой священник Александр Мень говорит о том, что такое христианская любовь, выйти на широкий экран априори не могли…

Кстати, сам Михаил Наумович называет эту ленту этапной и важной для себя:

- В этой картине я нашёл свой язык, который в дальнейшем, в фильме "До свидания, мальчики!", старался усовершенствовать: поэтический язык кино. Тогда целая группа была, которую за рубежом назвали "русской новой волной": моя картина "Человек идёт за солнцем", "Иваново детство" Тарковского, гениальная картина Параджа-нова "Тени забытых предков…"

Каждый выход очередной картины Калика на экраны превращался в эпопею: режиссера постоянно призывали вырезать и убирать то одно, то другое. Например, в "Любить" это касалось всех цитат из Библии и отца Александра. Но Калик этого не сделал, как никогда не делал и в остальных своих работах.

Бескомпромиссность пронизывала и дружбу двух мэтров. Когда они понимали, что идея не вписывается в художественное пространство, они от неё отказывались. Так случилось с фильмом "Любить", для которого Таривер-диев написал вокальный цикл на стихи чешского поэта Людвига Ашкенази. Цикл вошёл в другую картину. Правда, никто её не видел и не знает, где она – она пропала… А вокальные новеллы живут! Их на вечере исполнили Ольга ДЗУСОВА и Алексей Гориболь.

Калик и Таривердиев часто признавались, что для них – счастье работать вместе. Стоит упомянуть и о ленте "Последний жулик", где Михаил Калик был художественным руководителем. Здесь, кроме Таривердиева, есть ещё один соавтор – Владимир Высоцкий. А главную роль в картине исполнил Николай ГУБЕНКО, - это был его дебют в кино, куда он пришёл после циркового училища.

В тот вечер зрители увидели отрывки почти из всех картин Михаила Наумовича. В их числе – "Цена" (по Артуру Миллеру). Примечательно, что за кадром звучали голоса Людмилы Гурченко и Андрея Миронова (песня How do you do. Mister Brown?). Кстати, и эта лента пролежала под сукном 20 лет…

По выражению Гориболя, музыка, написанная Таривердие-вым, особенно в содружестве с Каликом, заставляет понять, что она а равная хозяйка картины. Неслучайно музыканты стремятся использовать любую возможность, чтобы исполнить её. Вот и на этот раз виолончелист Рустам КОМАЧКОВ сыграл саунд-трек из кинофильма "Судьба резидента" (режиссёр Вениамин ДОРМАН), буквально стоя одной ногой в поезде, – назавтра предстояло играть концерт в Москве.

Остаётся добавить, что очень нужны те, кто всегда идёт за солнцем…

Читайте также