ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ДЕЛАГАРДИ

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ДЕЛАГАРДИ
1926
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ДЕЛАГАРДИ

Имя Якоба Понтуссона Делагарди хорошо известно в истории Швеции и России, немаловажно оно и для истории Выборга. Неслучайно с середины XVII в. украшением одного из залов Выборгского замка был парадный портрет фельдмаршала Делагарди. Биография этого человека была временами похожа на приключенческий роман. Впрочем, она им и была.

Начнем с фамилии. «Делагарди» – фамилия французская, потому пишется она часто как «Де ла Гарди». Отцом Якоба был французский дворянин Понс (или Понтус) де Купри (1520–1585), уроженец местечка Ла Гарди. Понтус был военным, и в качестве французского офицера воевал даже в Шотландии. Поступив на шведскую службу, Понтус оказался одной из ключевых фигур в заговоре Юхана, герцога Финляндского, и герцога Карла против их старшего брата, короля Эрика XIV. Когда герцог Юхан вступил на шведский престол под именем Юхана III, он выдал за Понтуса свою внебрачную дочь, Софию Юхансдоттер Юлленельм, что было знаком особого королевского доверия. От этого брака родилось трое детей. Младший, Якоб Понтуссон – в 1583 г., в Ревеле. К этому времени Понтус успел совершить несколько исключительно успешных походов. Напомним, что это время затяжной (с 1558 г.) Ливонской войны, которую начал Иван Грозный и в которую помимо России были вовлечены Ливонский орден, Швеция, Дания и Великое княжество Литовское. Осенью 1580 г. Понтус Делагарди направился из Выборга к русской крепости Корела, захватил ее и весь Корельский уезд. Год спустя он успешно штурмовал русскую крепость Нарва. Одним из его последних деяний (незадолго до гибели в 1585 г.) стало участие в подписании Плюсского перемирия, положившего конец Ливонской войне. Результат ее был для России плачевен: Россия потеряла все прилегающие к Балтике земли за исключением устья Невы. Так что новая русско-шведская война была лишь вопросом времени – и весьма скорого. Война 1590-1595 гг. (в Финляндии ее называют «Долгая вражда») завершилась подписанием Тявзинского мира. В обмен на признание Россией шведского владения в Эстляндии шведы вернули русским, среди прочего, Корелу и Корельский уезд.

Все эти события, казалось бы, мало касались юного сына Понтуса Делагарди, Якоба. Он остался круглым сиротой в возрасте двух лет (его мать умерла во время родов) и воспитывался, большей частью, у своей бабки по материнской линии в Финляндии. В восемнадцать лет, поступив на шведскую военную службу, Якоб принял участие в войне с Польшей, в результате чего в 1601 г. попал к полякам в плен, где и провел четыре года. Заметим, что в плену он находился вместе с Карлом Юлленельмом. Карл приходился Якобу двоюродным дядей, поскольку был незаконнорожденным сыном будущего короля Карла IX.

После освобождения из плена Якоб поступает на службу к знаменитому голландскому полководцу принцу Морицу Оранскому (в честь которого, к слову сказать, был назван остров Маврикий). Принц был выдающимся военным теоретиком, сильно повлиявшим на военное искусство шведов. Помимо военных занятий, Якоб был занят в Голландии тем, что пытался устроить брак между Морицем Оранским и своей теткой, дочерью Юхана III, принцессой Анной. Брак не состоялся, и в 1608 г. Якоб возвратился в Швецию. 

Здесь впору напомнить, что это за время в русской истории. Со смертью сына Ивана Грозного, Федора, в 1598 г. пресекается династия Рюриковичей, на царский престол вступает Борис Годунов. Незадолго до смерти Бориса в Польше объявляется некто, провозгласивший себя царевичем Дмитрием, братом Федора. Царевич погиб в Угличе в 1591 г. при странных обстоятельствах, что и стало причиной слухов о «чудесно спасшемся отроке». Самозванец (которого привычно отождествляют с Григорием Отрепьевым) нашел поддержку в Польше и стал угрозой для царствования Годунова. При активной польской поддержке Лжедмитрий сумел собрать целое войско, которое не только вступило в пределы России, но дошло до Москвы. В апреле 1605 г. умирает Борис Годунов, в июне Лжедмитрий вступает в Москву, в июле он коронован на царство, а в мае 1606 г. убит в результате заговора могущественного боярина кн. Василия Ивановича Шуйского, который и провозглашает себя царем. Однако – теперь уже на беду царя Василия – появляется новый самозванец, второй Лжедмитрий, провозгласивший себя «чудесно спасшимся» царем Дмитрием. Второй самозванец разбил свой лагерь под Москвой в местечке Тушино, за что и получил прозвище «Тушинский вор». 

Во всей этой истории Польша, Швеция и наши герои играют ключевую роль. Дело в том, что сыном шведского короля Юхана III от брака с польской принцессой Екатериной Ягеллонкой был Сигизмунд, имевший, таким образом, права на королевские престолы и Польши, и Швеции. Сигизмунд, польский король с 1587 года, являлся также и королем Швеции с 1592 по 1599 гг. В Швеции непримиримым врагом Сигизмунда был его родной дядя Карл, младший брат Юхана III. В результате многолетней войны Карл одержал победу, и в 1599 г. риксдаг низложил Сигизмунда со шведского престола. В Выборге победа Карла сопровождалась массовым убийством «сигизмундовцев». 

Сын протестанта и католички, Сигизмунд был фанатичным католиком, одержимым идеей насильственного насаждения своей веры. Веры – и власти. Потому-то польское правительство Сигизмунда и поддержало обоих русских самозванцев, что считало их удобными орудиями в своих руках. И поэтому рядом с самозванцами было столько поляков (вспомним Марину Мнишек). Отчаявшись справиться с русскими разбойниками и польскими «сподвижниками» второго самозванца, русский царь Василий Шуйский прибег к помощи… шведов. А именно – врага Сигизмунда Карла, ставшего в 1607 г. шведским королем Карлом IX. Результатом сношений Василия Шуйского и Карла IX стало подписание Выборгского договора 8 февраля 1609 г. В числе шведов, подписавших договор, был член риксрода Йоран Бойе, а с русской стороны – стольник и воевода Семен Васильевич Головин и дьяк Сыдавн Васильевич Зиновьев.

По Выборгскому договору шведы за немалые деньги предоставляли России наемное войско (в нем, к слову сказать, были не только шведы, но и немцы, голландцы и латыши). Цель была обозначена ясно: идти на Москву и изгонять поляков. В марте 1609 г. в Выборг прибыл Якоб Делагарди, который и возглавил шведское войско. Здесь начинается история похода, уже довольно далекая от Выборга во всех отношениях. Напомним лишь, что отряд Делагарди, вместе с русскими войсками под командованием Михаила Скопина-Шуйского, дошел до сердца России, освободил Троице-Сергиеву лавру и вошел в Москву  в марте 1610 г. Однако фортуна изменила русско-шведским силам, польские войска в битве при Клушине разгромили их, СкопинШуйский умер, а московские бояре, свергнув Василия Шуйского, присягнули… сыну Сигизмунда III, королевичу Владиславу. 

Делагарди был вынужден вернуться в Финляндию, откуда снова пошел на Русь и занял Новгород. На сей раз Делагарди задался целью посадить на русский престол сына Карла IX, принца Карла Филиппа, с чем были согласны и новгородцы. Несмотря на итоговую неудачу этого «проекта», Делагарди все же не остался с пустыми руками. Шведы захватили Корелу (ту самую крепость, которую когда-то уже брал Делагарди-отец), Орешек, Ладогу, Ям и многое другое.

Для России последствия и Смуты в целом, и шведского вмешательства были сокрушительны. В 1617 г. Россия и Швеция (которую представлял как раз Делагарди) подписали Столбовский мирный договор. Россия лишилась выходов к Балтийскому морю, и лишь почти сто лет спустя Петр Великий вернул их с блеском и славой.

Якоба же Делагарди в Швеции ждала долгая и насыщенная жизнь. Он умер в 1652 г., в возрасте семидесяти лет, успев побывать после своих приключений в России и шведским наместником в своем родном Ревеле, и генерал-губернатором Ливонии. В 1620 г. он стал фельдмаршалом. 

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника

Читайте также