“И ЖИЗНЬЮ СМЕРТЬ БЫЛА ПОБЕЖДЕНА…”

“И ЖИЗНЬЮ СМЕРТЬ БЫЛА ПОБЕЖДЕНА…”
673
“И ЖИЗНЬЮ СМЕРТЬ БЫЛА ПОБЕЖДЕНА…”
История, которую мы вам расскажем, - реальная судьба женщины. Зовут её Людмила Яковлевна Баранова, в прошлом - учительница Приморской средней школы. Вот её рассказ:

“8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Мне - 7 лет. Наша семья - папа, мама и я жили в небольшой однокомнатной съёмной квартире вместе ещё с одной семьёй.

Папа работал на Ижорском заводе, где и ночевал. Почему мы не эвакуировались? Мама должна была родить, а потом… стало поздно. Вскоре папу взяли на фронт, а маму - в больницу, там появилась на свет моя сестра Аллочка. Больше я маму свою не видела. Соседки сказали, что она умерла.

Так я осталась совершенно одна с новорожденной сестрёнкой на руках. В нашей комнате на кровати под одеялом - соседка, я не понимала, что она уже несколько дней как умерла, только рука свисала с кровати. Я спала на кухне, на полке для посуды (я была очень маленькая, меня туда укладывала соседка).

Так прошло несколько месяцев. Моей сестрёнке полгода. Я ей заменяла мать. Было ли нам страшно? Не знаю, мне кажется, у детей нет страха, когда бомбили город, мы забирались под кровать, сидели тихо, как будто так и надо…

Зима 1941 года была страшно морозная, под -40 градусов. Я пешком ходила за детским питанием для сестрёнки по лютому морозу. Проходила мимо большой площади, на которой штабелями были уложены трупы, завёрнутые в одеяла, замёрзших, умерших от голода. Это я помню очень хорошо. Сначала я не понимала, а потом догадалась, что это. И только однажды я, семилетняя девочка, страшно испугалась, когда на улице на меня набросился мальчик, выскочив из подворотни, хотел выхватить бутылочки с детским питанием. Я вцепилась в них и крепко держала. Мне стало страшно оттого, что это было наше с сестрёнкой единственное питание.

Помню, недалеко от дома, в переулке, был хлебозавод. Мы, голодные дети, подходили к заводу, стояли и только нюхали, как пахнет хлебом. Весной ели липовые почки, они были очень вкусные.

Вскоре умерла сестрёнка, мой отец - на фронте. Меня отправили в детский распределитель, где работала моя родная тётя.

Через два месяца из распределителя я попала в детский дом. Это и спасло меня от смерти. Я до сих пор вспоминаю свой детский дом с благодарностью. Нам, ленинградским сиротам, там было хорошо, там о нас заботились, кормили три раза в день.

Вскоре всех детей из моего детского дома по улице Кропоткина эвакуировали. Нас осталось 9 человек. Почему я осталась? Папа был ранен, лечился в госпитале, он попросил, чтобы меня оставили. Боялся потерять.

В детском доме № 41 на Большом проспекте я пошла в первый класс; прожила здесь до конца войны, до мая 1946 года.

С большой благодарностью вспоминаю своих воспитательниц, учителей, нянечек - они всему научили нас, маленьких детей. Мы сами шили одежду своим куклам, вышивали шторы, штопали свои чулочки, мастерили игрушки; любили петь, танцевать. Помню, как в 1943 году нас повели на спектакль “Свадьба в Малиновке” в театр Музыкальной комедии, который не выезжал из Ленинграда.

Летом нас вывозили на загородные дачи. Недалеко был лагерь немецких военнопленных. Мы, ребятишки, бегали смотреть на немцев, носили им хлеб, а они нам дарили игрушки.

Однажды видела, как публично казнили немцев…

До сих пор не могу смотреть фильмы о войне, особенно - о Ленинграде, в котором я пережила все 900 блокадных дней и ночей.

“Я никогда героем не была,

Не жаждала ни славы,

ни награды,

Дыша одним дыханьем

с Ленинградом,

Я не геройствовала,

а жила!..”


- вспоминает Людмила Яковлевна строки своей любимой поэтессы Ольги Берггольц.

Прошли годы. Маленькая Людочка выросла, окончила педагогический институт, вышла замуж, родила дочку.

Сорок послевоенных лет Людмила Яковлевна Баранова отдала Приморской средней школе, где преподавала химию. В 1988 году ей присуждено звание “Заслуженный учитель РСФСР”.

“27 января для меня - память обо всех, кто погиб в блокадном Ленинграде, прежде всего память о моём отце-военном”, - вспоминает Людмила Яковлевна.

27 января маленькая и энергичная женщина, как всегда, наденет свой самый лучший костюм, подкрасит губы. Праздник! И будет вспоминать, вспоминать… Дождётся дочку, друзей-соседей, чуть пригубит вина за Победу. И за память…

Подготовили Алёна Сбоева, ученица 8а Приморской средней школы Галина Тимошина, учитель русского языка и литературы

Читайте также