РОВЕСНИЦА РЕГИОНА

РОВЕСНИЦА РЕГИОНА
742
РОВЕСНИЦА РЕГИОНА

Есть в посёлке Возрождение детский сад «Улыбка». 37 лет назад его готовила к открытию, комплектовала, закупала необходимый инвентарь, посуду, игрушки Антонина Михайловна ВОРОНИНА. О тех временах она всё помнит - как будто это было вчера.

– Новое здание садика было построено в 1980 году, – уточняет нынешняя заведующая детским садом Светлана ПАРЦЕВСКАЯ. – До этого детский сад с названием «Улыбка» переезжал по разным помещениям с 1947 года! Так что скоро будем отмечать ещё один юбилей – 70 лет «Улыбке». 

Недавно Антонина Михайловна отметила 90-летие: она ровесница Ленинградской области. Вместе со Светланой Парцевской поздравить ее приехала и Галина Павловна ВАГАНОВА. Воронина заведовала совхозным садиком, Ваганова – садиком карьера «Возрождение» (раньше и детские сады были ведомственными). В «карьерском» было две группы (ясли и сад), работал он круглосуточно, своих детей сюда возили даже работники железной дороги – от Выборга до Прудов.

Послевоенная молодость

Антонина родилась в Саратовской области в деревне Варварина гайка. В послевоенный Ленинград вшестером, с мамой и сёстрами, перебрались к родне; отца после возвращения из плена арестовали…

– Мы едем. Передают по радио: умер Сталин. А мама мне и шепчет: теперь отец придёт.

Обосновались в Кировске; туда же и прибыл вскоре отец. Много времени ушло на адаптацию к новому климату – все болели… Тоня устроилась санитаркой в инфекционное отделение больницы.

– Лечить-то было нечем. У нас была врач Антонина Михайловна. Ходили с ней копать калган – лекарственный корень. Лечили им дизентерию и другие хвори. Накопаем, намоем, насушим корешков – на всю зиму.

Антонина училась в Ленинграде на медсестру, параллельно работала в институте акушерства и гинекологии имени Отта. По окончании получила направление  в Лесогорский район. Там предложили на выбор: либо в райцентре старшей медсестрой (а это ещё и материально ответственное лицо), либо в совхоз «Лазурный» в Бородинском, либо домой, в Кировск. Но как возвращаться, если уже получила «подъёмные»? Хоть деньги и невелики (купить чайник да кастрюльку на первое время), но обязывают. Согласилась на совхоз. 

Спали на мешках с соломой, бегали в клуб на танцы – дело молодое! Чтобы добраться в райцентр – в Лесогорский, где находился банк, РОНО и другие присутственные места, – сначала надо было из Бординского доехать до Каменногорска на перекладных (на попутках, лесовозами). Оттуда поездом. 

Три садика «с нуля»

В Бородинском председатель ей указал рукой на двухэтажный сруб и скомандовал: отделывай здание и принимай детей. Больше года шли работы. 

В итоге получилось открыть две группы по 25 малышей каждая. 

Потом её направили «поднимать» детский сад в посёлке Глубокое – те же спартанские условия и полная свобода в обустройстве. 

Поехала в райздравотдел, дали мне гарантийное письмо на приобретение инвентаря. У меня было 80 детей; часть в круглосуточной группе, а кто в дневной, те на раскладушках в тихий час спали, места мало было. А бывало и в манеже укладывали… Одна молодая мамаша (фамилию уж не вспомню) из Сосновой горки принесла двухмесячных двойняшек – и делай с ними что хочешь. Тогда же из декрета рано выходили…

Мамы воспитанников – в основном доярки – работали посменно, дойка на ферме начиналась в пять утра. В Сосновой горке тогда стояла воинская часть, жёны офицеров и члены семей вольнонаёмных тоже водили детей в садик. Приходилось на круглосуточной группе и самой работать.

При учреждении было своё подсобное хозяйство – грядки, фруктовые деревья. 

Сколько вёдер принесёшь, столько и вынести надо – стирали ведь вручную. И дрова колола, и грядки полола-поливала. У кого было время, тот и занимался подсобным хозяйством. Зато всё своё; возьмёт повар с грядки кочан, сварит щи. Картошки немного сажали, на первый урожай только. Потом завозили картошку машиной, хранили в погребе. Капусту на всю зиму заготавливали, солили две бочки. А свёклу нам давала «Сосновая горка».

Потом сад перевели в центральную усадьбу – в Возрождение. Разместили в одном здании с правлением. Посёлок стал богатеть, строиться. А через несколько лет заложили то самое здание, которое Антонина Михайловна готовила к открытию в 1980-м.

Она ушла из садика в 1981-м, ровно за год до достижения пенсионного возраста. И устроилась зарабатывать себе большую пенсию на швейную фабрику: зарплата заведующей детским садом была чуть больше 80 рублей, а гладильщица получала 120. 

Антонина Михайловна перебирает старые фотографии. Вот Людмила Степановна Егорова – она работала музыкальным руководителем в Глубоком, потом перебралась жить в Каменногорск, но вплоть до 1990-х годов ездила на работу в Возрождение. Вот племянник Лёшенька, с пяти лет, как остался без матери, она растила его («Считай, сыночек мой!»). 

Вот родители. А тут – фото на память о том, как почти целый месяц провела в санатории в Калуге...

Наши дни

Галина Павловна и Антонина Михайловна давно не виделись. Объятия, общие воспоминания вперемежку со слезами:

– Такая участь у заведующей – на все руки: и дворник, и кочегар, и нянька. Ещё и в порядке шефской помощи в совхоз гоняли – на прополку свеклы, коров доить, на сенокос, картошку резать на посадку…

Сегодня в добротном двухэтажном типовом садике воспитывается около ста маленьких жителей посёлка Возрождение, в том числе и Дима – шестилетний внучок Галины Павловны. 

Каждый день нашей героини и сегодня расписан по часам:

– Обязательно гуляю ежедневно три часа – похожу вокруг дома, в магазин зайду, в парке посижу. Дома всё сама: готовлю, убираю, стираю. Иногда не спится, так пойду среди ночи на лестнице приберу... 

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также