ВЫБОРГСКИЕ СЛУШАТЕЛИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММОЙ

ВЫБОРГСКИЕ СЛУШАТЕЛИ  ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММОЙ
869
ВЫБОРГСКИЕ СЛУШАТЕЛИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ФИЛАРМОНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММОЙ

В библиотеке Алвара Аалто прошёл традиционный Зимний концерт музыкально-поэтического фестиваля «В сторону Выборга». Художественный руководитель фестиваля, заслуженный артист России, пианист Алексей ГОРИБОЛЬ и многократный лауреат Международных конкурсов Рустам КОМАЧКОВ (виолончель) представили программу, которая обычно звучит в столичных филармониях. Финальные «бонусные» произведения прозвучали как поздравленияс Международным женским днём.

- По традиции на «Зимнем эхо…» слушатели знакомятся с программой грядущего фестиваля «В сторону Выборга». 

- Нынешний год подарит нам четыре значимых юбилея. Это, прежде всего, 110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича, который многие годы жил, творил в Доме творчества композиторов в Репино. Далее, отмечается 125-летие его старшего современника, Сергея Прокофьева. Его музыка – в первую очередь, чарующих балетов «Ромео и Джульетта» и «Золушка» – будет звучать в наших программах. 

Современный композитор Александр Чайковский, мой профессор по консерватории – народный артист, художественный руководитель московской филармонии, крупный симфонист – в этом году отмечает своё 70-летие. Его сочинения будут также включены в наши выступления. 

И, конечно же, наш бесконечно любимый Микаэл Таривердиев – нынче ему исполнилось бы 85 лет. 2016 год объявлен в музыке годом Микаэла Таривердиева. И его сочинения прозвучат во всех программах нашего фестиваля. Мы, возможно, также сыграем его произведения и в рамках «Окна в Европу»; скорее всего, это будут сочинения, не известные широкому кругу. 

Как всегда, слушатели встретятся с блестящими исполнителями, которые приезжают сюда не за гонорарами и прочими меркантильными вещами. Мы общаемся и творим вместе; нередко новые вещи рождаются прямо в Доме творчества. Вы первыми слушаете наши новые программы, которые потому будут звучать в очередном сезоне. Выборгские концерты состоятся в последний летний уик-энд, 27-28 августа. 

Упомяну также, что  фестиваль «В сторону Выборга», начинаясь в Пенатах, движется по Карельскому перешейку, через Зеленогорск и Комарово. Но в декабре прошлого года он впервые перешагнул границу: в Котке и Хельсинки была сыграна программа гала-концерта в честь Сибелиуса и Чайковского.

Одним из открытий нынешнего «Зимнего эха…» стала баховская сюита № 4 Ми бемоль мажор для виолончели-соло – произведение, невероятное по силе своего воздействия на слушателя. Нюанс ещё и в том, что её исполнитель должен не только справиться технически, но и суметь удержать внимание аудитории на протяжении 25 минут, имея в арсенале только четыре струны и смычок. Вот почему виолончелисты мира до сих пор подступают к этой сюите как к очень высокой планке своего мастерства и творческого самовыражения. 

За свою артистическую карьеру Рустам Комачков переиграл, наверное, всю музыку для виолончели. Он считается одним из лучших виолончелистов в стране и лидером в своём поколении. А подружился Рустам с этим инструментом не сразу.

- Ты помнишь свою первую встречу с виолончелью?

- Вообще-то я начинал как пианист, пару лет играл на рояле в Гнесинке. Заниматься стал с шести лет – по меркам музыкантов это считается достаточно поздним стартом. Но… честно говоря, особых успехов не добился. Родители перевели меня на виолончель. У меня такое ощущение, что этот инструмент был и есть со мной всегда. 

Мой папа был контрабасистом. Если иметь в виду звуковой ряд, то виолончель – это своеобразный шаг вперёд. А моя дочка играет на скрипке – считайте, следующий шаг: звук идёт на повышение.

- Если сравнить виолончель с женщиной – как бы ты описал такую красавицу?

- Ох, даже сразу и не сообразить… Ну, наверное, она похожа на Далилу (Сен-Санс, опера «Самсон и Далила»). Это женщина с голосом меццо-сопрано – широким диапазоном, где можно и высоко взлететь и в то же время брать глубокие ноты… Дерево у  музыкальных инструментов покрывают разным лаком. Говорят, что виолончель – итальянский инструмент, поэтому и лак тёмный. Значит, эта женщина  брюнетка. Одним словом, сочная виноградина! 

Наталья КОРТЕЛЕВА

Читайте также