БЫЛА С НИМ РЯДОМ ВСЯ РОССИЯ…

БЫЛА С НИМ РЯДОМ ВСЯ РОССИЯ…
923
БЫЛА С НИМ РЯДОМ ВСЯ РОССИЯ…

В истории нашей прежде большой страны есть удивительный акт милосердия, доброты и организованности, который ни одна страна мира так и не повторила. Это – восстановление в 1966 году Ташкента, тогда столицы Узбекской ССР после разрушительного землетрясения…

Официальным языком статистики

26 апреля 1966 года в 5 часов 23 минуты по местному времени жители Ташкента проснулись от первого толчка, который сопровождался подземным гулом и световыми вспышками. Магнитуда в очаге достигала 5,2 балла по шкале Рихтера, а сейсмический эффект на земной поверхности в эпицентре превысил 8 баллов. Разрыв пород в очаге простирался на глубину от 2-3 до 8-9 километров под центральными кварталами Ташкента. На окраинах сейсмический эффект достиг 6 баллов. Сильные колебания почвы продолжались 10-12 секунд. Повторные толчки интенсивностью до 7 баллов долго еще держали людей в страхе, особенно 2 и 24 мая, 5 и 29 июня, 4 июля. Трясло до декабря, толчки были зафиксированы еще и 24 марта 1967 года. Всего сейсмологи насчитали 1102 толчка…

В результате землетрясения центральная часть города была практически полностью разрушена. Без крова остались более 78 тысяч семей или свыше 300 тысяч из проживавших тогда в городе полутора миллионов, было разрушено свыше 236 административных зданий, около 700 объектов торговли и общественного питания, 181 учебное заведение, 36 культурно-бытовых учреждений, 185 медицинских и 245 промышленных зданий. Из строя вышли 26 коммунальных предприятий…

Благодаря преобладанию вертикальных колебаний полных обрушений домов практически не было; сильно пострадал район Кашкарги, застроенный в основном глинобитными домами. Но даже в уцелевшие полностью или частично дома люди боялись заходить – спали на улице. 8 человек погибло, около 200 были госпитализированы с различными травмами. Но уже в последующие годы от пережитого стресса и в ожидании новых землетрясений от сердечных приступов скончались еще сотни пожилых людей… 

Помогите Ташкенту!

Уже 26 апреля город посетила делегация правительства СССР и КПСС во главе с Л.И. Брежневым. Было принято решение о восстановлении столицы республики. 

В.И. Уломов, директор сейсмостанции « Ташкент» в своих мемуарах отмечал:

«Благодаря А.Н. Косыгину тут же было поддержано предложение Рашидова с просьбой разрешить строительство в Ташкенте метрополитена, а также определены объемы сил и средств, которые смогут поставить союзные республики для восстановления Ташкента. Другим благоприятным для Ташкента обстоятельством явилось и предложение покончить с глинобитным городом, но и не сооружать чего-либо временного, которое, как сказал тогда Брежнев, может стать постоянным.» 

Трясемся, но не сдаемся!

Все республики СССР стали оказывать пострадавшему городу помощь.

Тысячи строителей по оргнабору, комсомольцы – по комсомольским путевкам стали прибывать в город. Жили в палатках, наскоро построенных бараках.

Поэт Андрей Вознесенский на эту трагедию откликнулся «Ташкентским репортажем».

Жители нашей большой страны слали деньги, было собрано более 10 миллионов рублей… 

Учебный год для ташкентских школьников тогда закончился раньше. Было принято решение обеспечить детям летний отдых; 94 области СССР приняли их в своих пионерских лагерях, большая группа ребят отправилась в Артек.

Необходимо было до зимы расселить пострадавших людей. Считанные месяцы оставались и до начала нового учебного года. Надо было торопиться.

А познакомились мы еще в электричке

Валерий ЦУПИКОВ, житель поселка Гончарово, был в числе тех, кто по комсомольской путевке приехал восстанавливать Ташкент.

После демобилизации я жил в Калинине (теперь – Тверь), работал на экскаваторном заводе. Узнал о землетрясении в Ташкенте, решил туда поехать. С завода дали направление в обком ВЛКСМ, там мне вручили комсомольскую путевку. В первой партии нас было 26 человек, включая трех девушек. А на Валю сразу обратил внимание: веселая и озорная. Приехали в Москву, где был общий сбор; до отхода нашего поезда было еще время, мы успели побывать на Красной площади, там сфотографировались. 

Прибыли на место, ждем, когда за нами приедут. Обошел здание вокзала; на одной стороне надпись на узбекском языке, а с другой – на русском. Вернулся к ребятам и сказал: знаю, как переводится эта надпись. Ребята не поверили, а с Валентиной мы даже поспорили. На поцелуй! Она проиграла! А перевод такой: хлопок – гордость Узбекистана. 

Нас направили на восстановление школ. Создали бригаду, меня сделали бригадиром. Валя работала штукатуром. Временами не хватало инструментов, мою меховую папаху пустили на валики… Восстанавливали школы, дома, строили здание цирка, дома в вузгородке (для университета), дома на площади Ленина, в том числе и здание ЦК компартии Узбекистана. У телецентра цоколь выложили черным гранитом… 

Бригада у нас была многонациональная: русские, украинцы, татары, корейцы, узбеки. Жили дружно. С Валей мы поженились, со временем получили жилье, стали обживаться. В Ташкенте родились наши дети. После распада СССР многие наши друзья стали переезжать в Россию, вот и мы оказались на Карельском перешейке. Со многими поддерживаю связь. Это дружба, проверенная временем.

Сияй, Ташкент, – звезда Востока

Город был полностью восстановлен за 3,5 года. Ташкент превратился в современный мегаполис, площадь и население которого увеличились в полтора раза; на окраинах выросли целые жилые массивы, заново были отстроены кварталы в разрушенном центре

Появился город – спутник Сергели. Город стал еще более интернациональным.

В память о событиях 1966года в Ташкенте был воздвигнут в 1970году мемориальный комплекс «Мужество», к которому новобрачные обычно приходили с цветами. Многие дома, кварталы, улицы, магазины, кафе долгое время носили названия городов, помогавших Ташкенту в то трудное время: «Башкирия», «Донецк», «Киевлянка», «Москва»… Ташкент действительно был столицей дружбы и тепла…

Лидия ВОРОНИНА

Читайте также