ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕАТР...

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕАТР...
809
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕАТР...

Сегодня в гостях у “Выборга” актёры театра “Святая крепость” - Николай УСТИНОВ-ЛЕЩИНСКИЙ, Максим ГЛАДКОВ, Михаил НИКУЛИН и Ильдар БАСЫРОВ, и речь пойдёт о театральном искусстве. 

- Какое место, на ваш взгляд, сегодня в России занимает театр?

Максим Гладков:

- Был момент, когда народу было не до театра, залы пустовали, денег не было, ставились неинтересные постановки. Сейчас, судя по нашим спектаклям и по  наполняемости зрительных залов в других городах, люди потянулись в театр.

Ильдар Басыров:

- Конечно, в советское время интерес к театру был больше, но и сегодня есть почитатели театрального искусства, и среди них немало молодёжи

Михаил Никулин:

- Проработав в “Святой крепости” десять лет, могу смело сказать: выборгский зритель предан своему театру. В последнее время к нам приезжают и гости из Санкт-Петербурга. А в целом, судьба театров в России мне кажется не самой благополучной, но прогресс в их развитии всё же прослеживается. Во многом, на мой взгляд, это зависит от руководителя, от его таланта, неравнодушия, стрепления к новаторству. Я очень рад, что государство финансирует многие театральные фестивали. Я несколько лет служил в театре города Киров, совсем недавно он дождался нового здания, хочется верить, что когда-нибудь и “Святая крепость” расширит свои помещения: хотелось бы большую сцену и зрительный зал (сегодня он вмещает всего 110 мест). 

Николай Устинов-Лещинский:

- А что смотреть, если не ходить в театр? Для меня лично кинематограф закончился на “Летят журавли”, “Балладе о солдате”, “Вечном зове”, “Анне Карениной”. 

Театр - отражение нашей жизни, мы играем на сцене вечные темы – любви и ненависти, добра и зла. Даже если пьеса известна зрителю, он заинтригован: какие сегодня декорации, каким будет Ро-мео, куда посмотрит, как скажет?.. И каждый раз ты видишь спектакль по-новому. 

- Допустимо ли, на ваш взгляд, вмешательство об-щественности, государства, церкви в театральный процесс? 

М.Г.:

- Я считаю, что вмешиваться в режиссуру спектакля недопустимо, государство может финансово помогать театрам. Зритель сам разберётся - интересно это или нет. 

И.Б.:

- Я, как и Максим, считаю, что государство должно поддерживать актёров финансово, помогать содержать здания театров, а вот в процесс создания спектакля вмешиваться не стоит. 

М.Н.:

- Я согласен с коллегами, но стоит помнить: чем больше запрещаешь, тем больше к этому появляется интерес. Например, новый голливудский триллер “Номер 44” сняли с проката. Думаю, если бы вокруг него не было такой шумихи, его посмотрело бы меньшее количество людей (фильм снят с российского проката, потому что в Министерство культуры РФ поступили претензии, касающиеся содержания фильма: искажения исторических фактов, а также образов и характеров советских граждан той эпохи - прим. М.З.).

- Как вы относитесь к современным интерпритациям классики?

- Если в трактовке соблюдены некоторые каноны, то почему бы и нет. Однако чаще всего такая трактовка превращает классику в “капустник”, что недопустимо. Например, современный фильм “На дне”, где действие пьесы Горького перенесено на современную городскую свалку, я досмотреть не смог. В основном классика переснимается и ставится в театрах по-новому, чтобы привлечь молодёжь, якобы ей в первоначальном виде она непонятна. Я считаю, что наша молодёжь достаточно умна и зачастую понимает больше, чем кто бы то ни был. А классика тем и интересна, что оставляет некое послевкусие… 

Н.У-Л.:

- Я придерживаюсь мнения, что вмешиваться можно. Взять, к примеру, оперу Новосибирского театра “Тангейзер”, которая вызвала широкий общественный резонанс. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон заявил, что в спектакле не по назначению используется символика церкви, что возмущает верующих. Почему бы в этом случае и не вмешаться? 

- Сегодняшний зритель: кто он, что хочет от театра? 

М.Г.:

- Зритель всегда разный: есть постоянный, - я знаю людей, ждущих и смотрящих все постановки, на которые можно попасть не только в Выборге, но и Санкт-Петербурге. Есть, конечно, и разовый зритель, который приходит на спектакль от нечего делать. Но любой зритель ждёт ярких потрясений, незабываемых впечатлений, скорее всего, хорошей комедии. Недавно мы сдали спектакль “Два веронца” по Шекспиру, и я понял, что зрителю недостаёт таких сюжетов - романтики, доброго смеха, красивых костюмов, счастливого конца. 

М.Н.:

- Действительно, если судить по нашему театру, то зритель охотнее смотрит комедии. Однако я советую приходить на все спектакли и не бояться показывать свои эмоции: хочется смеяться - смейтесь, хочется плакать - плачьте. Живые эмоции - радость для актёра! 

И.Б.:

- Зритель хочет от театра зрелищ, в репертуаре должны быть такие яркие спектакли, как, скажем, у нас “Тестостерон”. А ещё в репертуаре любого театра должна быть классика. Она, конечно, сложна для восприятия, но  необходима. 

Н.У-Л.:

- Современное телевидение забито юмористическими программами, редки трансляции из академических или музыкальных театров. А зрителю не всегда хочется смеяться. 

- Что вы бы посоветовали смотреть юному зрителю?

М.Г.:

- Детей и подростков театр учит любить, сострадать, помогать окружающим. И даже если это негатив, то плохой пример – тоже пример: посмотри, в твоих руках будущее, ты не должен этого допустить. Ребятам лет 13-16 я советую посмотреть в “Святой крепости” замечательные добрые спектакли о любви, прощении - “Ромео и Джульетта”, “Два веронца”. 

И.Б.:

- Современную молодёжь сложно чем-то удивить,  но она должна знать, что в Выборге есть настоящий театр, где ставятся потрясающе красивые спектакли, где, в конце концов, можно интересно провести время. Театр может зародить в подростке положительное зерно, а что из него взойдёт - зависит от родителей, педагогов, окружающей среды. Из нашего репертуара посоветовал бы вечно молодую историю любви “Ромео и Джульетта” и постановку “Страсти дома Бессеменовых” (по пьесе Горького “Мещане”) как пример взаимоотношений детей и родителей. 

Н. У-Л.: 

- Всё зависит от того, как взрослые будут прививать детям любовь к искусству. Должны быть комплексные действия: не только театр, но и живопись, хорошие фильмы, история своего города, страны. В “Святой крепости” уже несколько лет реализуется проект “Я люблю театр”, к нам приходят юные зрители из детских садов и школ, а после просмотра спектакля выражают свои впечатления в рисунках и поделках. Они с нетерпением ждут каждой новой встречи со сказкой, и я надеюсь, что это наши будущие зрители, которые впоследствии будут приходить на спектакли самостоятельно. 

М.Н.: 

-  Я согласен с Николаем Николаевичем, что взаимосвязь между всеми видами искусства существует. Ко-нечно, современные дети сначала знакомятся с кинематографом. И, судя даже по кинофестивалю “Окно в Европу”, можно сказать, что хорошие детские фильмы есть. Например, лента “Тайна тёмной комнаты” (киностудия “Вертикаль”) напомнила мне кино из моего детства, воспитывающее доброе, светлое. Но и “Святая крепость” многое может предложить юному зрителю.

Беседовала Маргарита ЗАХАРОВА

Читайте также