ШКОЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ

ШКОЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ
1177
ШКОЛА НА ВСЮ ЖИЗНЬ

В Перово живет один из строителей БАМа

Название этой статьи мы позаимствовали в журнале «Агитатор» за 1977 год, который рассказывал всей стране о строителях Байкало-Амурской магистрали, в числе которых был и наш земляк Алексей ЕЛИСЕЕВ.

«Дороги БАМа – цепь неожиданностей. Крутые спуски и затяжные подъемы, весной и осенью гололеды, изматывающие нервы, зимой – морозы, намертво «схватывающие» солярку…

Прошлым летом сержант Елисеев со своим КРАЗом работал на отсыпке полотна – грунт возил. Едет, повернул – глядь, а дороги-то и нет: лес её перегородил и, как живой, движется. Не сразу сообразил, что жаркое солнце разогрело болотистый участок, мерзлота подтаяла и верхний слой земли сполз на дорогу вместе с деревьями и кустарниками. Подоспели бульдозеристы, расчистили дорогу. Рабочий ритм был восстановлен. 

Комсомолец Алексей Елисеев рассказывает об этом эпизоде как о занимательном, но известно, какой ценой далась солдатам ладь, которую с тех пор стали называть гнилой. Досталось и водителям. Тяжелый глинистый грунт присасывался к днищу кузова: рейс – очистка, рейс – очистка… Восемьдесят рейсов за смену делал сержант по тяжелой дороге, вел за собой товарищей.

-

Когда Алексей приехал на побывку к себе в Выборг, его родители – Аполлинария Павловна и Иван Тимофеевич – были удивлены: ушел служить «совсем ребенком», а за год возмужал, вырос…

– Что тебе дала армия, Алексей? – спрашиваем его.

– Привила вкус к жизни… Ведь она не безвольное движение по течению, а преодоление препятствий, борьба. В армии я стал сознательней, серьезней что ли. Появилась ответственность за себя, за коллектив…

В юбилейном году сержант Алексей Елисеев завоевал право подписать Рапорт Ленинского комсомола Центральному комитету КПСС. О его службе рассказал «боевой листок» подразделения… …»

Это отрывок из очерка, посвященного участникам Всесоюзной комсомольской стройки, в числе которых был и сержант срочной службы Елисеев. Сегодня Алексей Иванович, которому вчера исполнилось 60 лет, живет в Перово – туда мы и отправились, чтобы встретиться с героем очерка.

Он встретил нас на пороге своей квартиры, хотя практически все время проводит на даче. Проведя за баранкой 40 лет, сейчас работает сторожем в детском саду, помогает сыну воспитывать внуков. Младший, Андрей, первоклассник, совершенно очаровательный мальчишка, во все время разговора был рядом с дедом. 

Алексей Иванович родился в поселке Балтиец в большой семье (у него брат и пять сестер), окончил Кондратьевскую школу, потом в ПТУ-6 освоил профессию водителя. По распределению работал в «Сельхозтехнике», откуда и был призван в армию и куда потом вернулся. 

Он бережно хранит свой «дембельский альбом» с фотографиями друзей (снимки делал сам, хотя фотографировать на БАМе было запрещено). 

11 ноября 1975 года, в 30-градусный мороз, в поселок Алонка Хабаровского края привезли 35 призывников. Среди голого леса стояли своеобразные «палатки»: бревенчатый сруб, обтянутый утепленным брезентом, внутри кирпичная печь с трубой и двухъярусные кровати. В палатке жил целый взвод, а всего в Алонке расположился батальон, это примерно человек 800. 

В первый месяц они прошли курс молодого бойца, приняли присягу, а потом пошла работа. Через полгода перевели на станцию Чабогда, в 40 км от Алонки, где полтора года жили в строительных вагончиках по 12 человек. Вот только перед дембелем Алексею удалось пожить в казарме, которые только начали строить. 

– В основном там были псковские ребята, из Ленинградской области помню Валеру Савельева из поселка Боровинки, – вспоминает Алексей Иванович. – Много было молодежи, на нашем участке работали представители всех республик, каждая республика строила отдельную станцию, украинцы, к примеру, занимались Алонкой… 

Для меня эта стройка была самым знаменательным и интересным событием в жизни. Это было так неожиданно, масштабно... Когда я туда приехал, то ощущал сначала какую-то бесприютность: ни одной зеленой веточки, вечная мерзлота, а когда пришла весна, и все зазеленело, то сразу стало радостно на душе. Вообще-то я там был в лидерах, трудился добросовестно, как учили отец и мать.

-

Когда вернулся домой, то очень сожалел, что не остался на молодежной стройке. Возвращался с надеждой, что меня встретят как строителя БАМа, а никто этого не заметил, даже когда устраивался на работу…

 – Алексей Иванович, а как рапорт-то подписывали?

– Да, честно говоря, ничего я не подписывал, были там для этого большие люди, поважней меня. Просто работал хорошо. Приехал военный корреспондент, он со мной встретился, он все это и написал… А вы видели такую медаль? – и он с гордостью показал свою награду – медаль «За строительство Байкало – Амурской магистрали».

Всю свою жизнь он водил большие машины – КРАЗы, УРАЛы, ЗИЛ-130, КАМАЗы…

 

Ольга НАБАТОВА

 Следите за новостями в удобном для Вас формате. Мы в Одноклассниках

Читайте также