ВСЁ СЕРЬЕЗНО, НО БОЯТЬСЯ НЕ СТОИТ

Четыре года назад в рамках инновационной деятельности в четыре школы Выборгского района – Гимназия, школы № 7, Светогорская и Каменногорская перешли на стандарты нового поколения в начальных классах.

Сегодня подводятся некие итоги работы в новых условиях, нынешние четвероклассники этих школ пишут проверочные работы по русскому языку, математике и метапредметным результатам. Проверочные материалы составлены специалистами областного комитета общего и профессионального образования. Условия практически как при сдаче ЕГЭ старшеклассниками: дети выполняют задания разного уровня сложности на специальных бланках, учитель, к которому школьники привыкли за четыре года, только присутствует в классе, а проводит урок другой педагог. При этом в течение всего процесса работы ученики могут задавать вопросы, если им что-то непонятно, а организаторы помогают заполнять бланки.

Время написания работы строго регламентировано – 40 минут. Оценивается работа по балльной системе. В проверке детских работ участвуют не только учителя начальной школы, которые видят итог своей работы, но и педагоги-предметники, знакомящиеся с тем, в каких областях знаний силён конкретный ученик и на что следует обратить внимание в старших классах. Если по математике и по русскому языку итоговые работы понятны, то наибольший интерес у родителей и учителей вызывают комплексные (метапредметные) задания. По словам заместителя директора школы № 7 Светланы ОРЛОВОЙ, комплексная работа – это результаты, которые формируются на всех школьных предметах: математике, русском языке, чтении, их называют ещё общеучебными действиями. Это и умение ребёнка общаться в коллективе, и его познания об окружающем мире, а также применение своих знаний в жизни.

- По окончании начальной школы важно проверить, как ребёнок умеет осознанно читать и понимать прочитанное, делать выводы, отвечать на вопросы по тексту, составлять план, выделять главные мысли, - поясняет Светлана Борисовна. - Проверяется и умение работать с информацией, которая дана в виде иллюстраций, диаграмм, таблиц. Комплексная работа, которую писали наши ученики, содержала в себе несколько текстов, объединённых общей темой. Ученик должен был эту тему выделить для себя, ответить на вопросы, составленные как по содержанию, так и по своим умозаключениям, что же объединяет эти тексты, внести сведения в таблицу. В комплексных заданиях были также вопросы, проверяющие у детей сформированность универсальных действий. Например, даны три разных текста про семью (один из книги фотографа-анималиста Стива Блума "Мои любимые семьи животных", второй – исследования французского этнографа Эрнеста ДЭрвильи о жизни первобытных людей и третий – сочинение современной школьницы о своей интернациональной семье). После текстов - вопросы, одни в виде тестов, когда нужно выбрать один ответ из нескольких, а другие заставляют ребёнка размышлять. Были и такие задания, где в телефонном разговоре пропущены некоторые вежливые слова, которые ребёнок должен был вставить. Задания интересные и совершенно не сложные, главное, чтобы ребёнок умел хорошо читать, ведь ему необходимо понять текст и ответить на вопросы за конкретный промежуток времени.

Ранее, как многие помнят, четвероклассникам предстояла в конце учебного года только контрольная работа по чтению, где проверялись техника чтения и умение работать с текстом. По новым же стандартам проверка знаний более углублённая, но знакомая детям. Учебники, соответствующие новым стандартам, составлены таким образом, что ребятам знакомы подобные задания, в течение четырёх лет они работают с текстами, иллюстрациями к нему, таблицами, диаграммами, сами их строят. Поэтому, по словам начальника отдела общего и дошкольного образования районного комитета образования Светланы ХАЗИПОВОЙ, все ребята, писавшие три работы, достаточно успешно справились с заданиями. А в следующем учебном году такие проверочные работы будут проведены уже во всех четвёртых классах.

Читайте также