«А НА ЧЕРДАКЕ НАШЛИ РУБЕЛЬ И СКАЛКУ...»

«А НА ЧЕРДАКЕ  НАШЛИ РУБЕЛЬ И СКАЛКУ...»
1064
«А НА ЧЕРДАКЕ НАШЛИ РУБЕЛЬ И СКАЛКУ...»

«На собрании коллектива мне сказали: «Надеемся, вы у нас поработаете». Я ответила: «Да, буду работать до пенсии!». И вот я здесь уже 43 года. Сама, мой друг, удивляюсь». На днях старшего научного сотрудника Выборгского музея-заповедника Зинаиду Анатольевну НОВОСЕЛОВУ коллеги провожали на заслуженный отдых. 

В полутемных коридорах администрации музея пустынно. Коллеги разбежались по делам или готовятся к вечеру (мы видели в городе музейных работников, покупающих цветы). В кабинетах остались «бойцы невидимого фронта» – люди не медийные, но проработавшие бок о бок с Зинаидой Новоселовой много лет. Это специалист по кадрам Виктория КОВАЛЬЧУК, ведущий документовед Екатерина КУЧЕРОВСКАЯ, старшие научные сотрудники отдела фондов Наталья ФЕДОРОВА и Ольга ВАКУНОВА.

– Ольга после моего ухода останется старейшим сотрудником коллектива. Не по возрасту – ей еще не было 18 лет, когда она пришла в замок, – говорит Зинаида Анатольевна. 

Скоро ей приступать к обязанностям хозяйки вечера, но она соглашается посидеть с нами на лавочке в Верхнем дворе и напомнить свою, возможно, кому-то известную, но от этого не менее увлекательную историю. 

Римляне и греки чуть с ума не свели 

– Я родилась в Ленинграде перед войной. Мои родители работали на железной дороге, отец машинистом, мама электросварщиком. Когда началась война, отец остался в Ленинграде, а нас с другими семьями железнодорожников эвакуировали. На станции Кукуштан Пермской области мы жили до конца блокады. Когда наконец вернулись в Ленинград, оказалось, что отец блокаду не пережил. Нашу квартиру занял один гражданин, в дом которого попала бомба. Когда мама обратилась на свою прежнюю работу, ей предложили поехать в только что освобожденный Выборг. Она была человеком скромным, требовать не умела. Поэтому 10 сентября 1944 года мы прибыли в Выборг. Дата запомнилась потому, что это был мамин день рождения.

Здесь я пошла в детский сад, окончила 37-ю школу. Когда мне исполнилось 16 и я получила паспорт, устроилась на работу, потому что надо было помогать маме и старшей сестренке, которая в это время училась в медучилище. Но я решила, что в какую-нибудь шарашкину контору не пойду, а пойду на серьезное предприятие. Серьезными предприятиями были почтовый ящик 10 и почтовый ящик 20…

Проработав на приборостроительном заводе восемь лет, я стала думать: что же это такое – я не буду студенткой, не поеду в стройотряд? И решила изменить свою жизнь. Подала заявление об уходе начальнику нашего цеха Мелентьеву (позже он стал директором завода), он предложил путевку в ЛЭТИ с заводской стипендией, но я сказала: нет, я – гуманитарий, я там засохну. И поступила на рабфак при ЛГУ. Сдавали мы экзамены на общих основаниях, но я поступила, мне повезло. Училась на историческом факультете на кафедре античности (специализация – Древняя Греция). И страшно завидовала своим сокурсницам, которые учились на кафедре медиевистики: они изучали только латынь, и потому у них было время, чтобы читать книги из университетской библиотеки. А у нас на кафедре античности наряду с историей были латынь и древнегреческий (вы не представляете, какой это сложный язык!), а также профилирующий английский. Наша специальность - преподаватель истории и обществоведения – я стесняюсь об этом говорить – на английском языке. Нам, конечно, всем в итоге пятерки поставили, но сделали пометку: прононсейшн (произношение – прим. Ю. П.) оставляет желать лучшего. 

Учиться было очень интересно. Я увидела белый свет. Сначала у нас была нижнедонская практика по археологии, копали Ракушечный Яр, неолит. На втором курсе – музейная практика, которая проходила в Херсонесе (незабываемый Херсонес!), потом в археологическом музее Одессы, на раскопках в Белгороде-Днестровском. А в крепости Белгорода-Днестровского как раз снимали фильм «Поэма двух сердец». Представляете, ребята? Мы стоим с археологом в ямке, он нам рассказывает: конница проходила туда, пехота сюда… А наверху в это время идут съемки. Мы не столько слушали археолога, сколько тянули шеи. 

Урал все же близок был моему сердцу, и после окончания университета я взяла направление в Алапаевск. Декан нашего факультета, известный историк Валентин Васильевич Мавродин мне его выбрал. Я выхожу из аудитории с направлением, ребята мне говорят: ты только туда вошла, и вся комиссия разбежалась. Конечно! Дали мне список на распределение, а я говорю: где карта? Вот они и спохватились. 

В Алапаевске остались друзья

Вечерняя школа в Алапаевске, куда я взяла направление, располагалась на станкозаводе (его, кстати, вывезли в войну из Ленинграда). Поселили меня в одной комнате с рабочими. И что меня поразило – в комнате девчонки молодые, и тут же, за занавеской в углу, пенсионерка доживает свои дни – кровать и тумбочка. Дали мне адреса, я ходила по домам и агитировала записываться в вечернюю школу. Изучила все замки и щеколды (дома деревянные, еще купеческие). Рабочие записывались неохотно. И вот уже накануне первого сентября меня вызвали в ГорОНО и говорят: идитека вы лучше в дневную школу. Я согласилась и попала как кур в ощип. В этой школе я была единственный историк и сидела в ней с утра до вечера. Первый год была каторга. Я узнала, что из 75 человек курса по распределению поехали только двое – я и еще одна девочка. Все остальные нашли способ остаться. Моя сокурсница не выдержала, убежала. А меня удержала мысль: как я приду к нашему руководителю кафедры Эдуарду Давыдовичу Фролову? 

Дали мне классное руководство в восьмом классе, который до меня переходил из рук в руки. Хорошие ребята были, душевные. С одним из них до сих пор переписываюсь, он даже в гости приезжал. Да и друзья в Алапаевске тоже остались. Прожила я там четыре года, за это время успела выйти замуж, родить дочку, развестись. И уехала к маме в Выборг. 

«Сотрудники музея обследуют поселок…»

А здесь историков был переизбыток, я нашла работу только в железнодорожном детсаду. Через год опять пошла искать. Опять в замок зашла, опять мне ответили, что вакансий нет, потом в РОНО и там меня – цап-царап. Еще не уволилась из детсада и уже принимала участие в подготовке учительской конференции – в качестве методиста. Работая в РОНО, я окончила курсы экскурсоводов, водила экскурсии, а шефом у меня была ученый секретарь краеведческого музея Галина Всеволодовна КЛЯРОВСКАЯ. Однажды она сказала, что в музее есть вакансия заведующего досоветским отделом. На размышление дала два дня. Так 17 апреля 1974 года я попала в музей. Администрация располагалась на втором этаже главного корпуса. Приемная, директор (это было при Ладанове), фонды, библиотека и, наконец, последний зал: ученый секретарь, отдел природы, досоветский и советский отделы. Я была сама себе заведующая и единственный сотрудник. За столом напротив сидела Антонина Петровна Яковлева – отдел природы. 

Если ты дежурил по замку, то должен был вести все экскурсии. Когда приходила группа, Вера Федоровна Брехунова, смотритель зала истории революции, буквально взлетала к нам на второй этаж. И вот, спустя три месяца моей работы, – это было 20 июня, юбилей взятия Выборга – в музей пришла группа ветеранов с орденами, один из них – герой Советского Союза Чумаков. Все разбежались, а руководитель экскурсионного отдела Зинаида Родионовна Щеглова говорит: Зинаида Анатольевна, это ваша группа! Я пошла, трепеща. Но все оказалось хорошо. Они не столько слушали, сколько рассказывали. «Почему нет нашего батальона на этой карте? Я один из всех остался» Все замечания и вопросы я записывала и передала потом ответственным за эту тему.

А дальше, видя, что застраиваются наши поселки – исчезают сады, дома - я решила начать экспедиционную работу. Но надо было привлечь людей. Начинали мы с Ларисой Аркадьевной НАСТИЧ из научно-просветительского отдела. Петровский поселок, поселок имени Ленина. Потом мы ходили уже группами по 2-6 человек. Стучали в дома, просили отдать в дар музею старинные вещи, оставшиеся от прежних хозяев и привезенные самими переселенцами. Я составила официальную бумагу: «сотрудники музея обследуют поселок, подпись, печать...» Но, как правило, никто вопросов не задавал. Народ тогда был открытый, замечательный: не знали куда посадить, чем угостить. Помню, зашли в дом, хозяйка говорит: «Ой, а у меня ничего нет, а вот яблочки! Яблочек возьмите». 

В поселке Ленина в одном из домов на чердаке обнаружились рубель и скалка, жернова, оставшиеся от финнов. В Петровском нам отдали часть металлической шкатулки для домашних накоплений банка Северных Стран, найденную в земле. Одним из последних был Кировский поселок. Когда мы пришли, многие хозяева были на работе. Пожилая женщина показала нам тарелку с немецким клеймом, которую когда-то нашла на развалинах. Приходит сын: «Мам, а куда ты будешь холодец наливать?» А она: «Да ладно!»... 

Потом на основе этих экспонатов в замке было несколько выставок... 

Но что же это я? Мне пора!

Зинаида Анатольевна убегает, сообщив, что еще какое-то время будет сдавать дела, готовить отчет о проделанной работе. А мы надеемся, что у читателей газеты и впредь будет возможность знакомиться с ее исследованиями, потому что краеведов бывших не бывает.

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Список опубликованных научных работ З.А. Новосёловой

Книги

1. Золочевская Н.И., Кепп Е.Е., Новосёлова З.А. Выборг. Очерк-путеводитель. Л.: Лениздат, 1980.

2. Новосёлова З.А. Екатерина II и город Выборг. Выборг: «НОРД», 2004.

3. Новосёлова З.А. Российские императоры и Выборг. СПб.:  «Европейский Дом», 2005. (2-ое издание: 2008). 

4. Новосёлова З.А. Суворов и Кутузов в русской Финляндии (Выборгской губернии).  СПб.: Центр Сохранения Культурного Наследия, 2012. 104 с.

 

Статьи

1. Декабристы-узники Выборгской крепости. // Мера. 1996. № 1. Декабристский выпуск. С. 31–35.

2. Торгильс Кнутссон: судьба рыцаря и памятника // Страницы Выборгской истории. Краеведческие записки. Выборг, 2000. С. 98–106. 

3. Декабристы-узники Выборгской крепости. // Страницы Выборгской истории. Краеведческие записки. Выборг, 2000. С. 203–212. 

4. Выборгская крепость и ее гарнизон в 1820–1830-х гг. // Страницы Выборгской истории. Краеведческие записки. Выборг, 2000. С. 213–231.

5. Некоторые аспекты экономического развития Выборга и Выборгской губернии в XIX – начале XX в. // Страницы Выборгской истории. Краеведческие записки. Выборг, 2000. С. 239–251.

6. Выборг на переломе истории // Страницы Выборгской истории. Краеведческие записки. Выборг, 2000. С. 254–262.

7. Русские учебные заведения Выборга  XIX – начала XX в. // Страницы Выборгской истории. Краеведческие записки. Выборг, 2000. С. 263–324.

8. Выборг в жизни Ф.П. Толстого // Страницы Выборгской истории. Краеведческие записки. Выборг, 2000. С. 325–331.

9. Кексгольм – уездный город Выборгской губернии. Первая половина XIX в. // Вуокса. Приозерский краеведческий альманах. Выпуск второй. Т. I. СПб., 2001. С. 233–246.

10. К вопросу о местах заключения декабристов  в Выборгской крепости // 14 декабря 1825 г. Источники. Исследования. Историография. Библиография. Выпуск V. СПб; Кишинев: Nestor-Historia, 2002. С. 268–274.

11. Русские императоры в Выборге // Выборгские истории. Сборник исторических статей. Выборг: ИП Калинина Л.Г., 2003. С. 42–48.

12. Из биографии Выборгского замка // Выборгские истории. Сборник исторических статей. Выборг: ИП Калинина Л.Г., 2003. С. 53–58. 

13. Из истории народного образования Выборгской губернии // Выборгские истории. Сборник исторических статей. Выборг: ИП Калинина Л.Г., 2003. С. 69–71. 

14. Храмы Выборга начала XX в. // Выборгские истории. Сборник исторических статей. Выборг: ИП Калинина Л.Г., 2003. С. 82–84.

15. А.А. Закревский и декабристы-узники финляндских крепостей // Страницы Выборгской истории. Сборник статей (книга вторая). СПб.: «Европейский Дом», 2004. С. 114–136. 

16. К вопросу о местах заключения  декабристов в Выборгской крепости // Страницы Выборгской истории. Сборник статей (книга вторая). СПб.: «Европейский Дом», 2004. С. 137–145. 

17. Узник пяти крепостей (декабрист В.С. Норов) // Страницы Выборгской истории. Сборник статей (книга вторая). СПб.: «Европейский Дом», 2004. С. 146–151.

18. Боевой путь 7 и 8 Финляндских стрелковых полков в годы Первой мировой войны (по материалам Документального фонда Государственного музея «Выборгский замок») // Страницы Выборгской истории. Сборник статей (книга вторая). СПб.: «Европейский Дом», 2004. С. 236–244.

19. Гражданин Выборга: военный врач М.М. Карпинский (1868–1937) // Страницы Выборгской истории. Сборник статей (книга вторая). СПб.: «Европейский Дом», 2004. С. 300–307.

20. «Кусочек камня посреди водицы …». В.Ф. Одоевский и его мыза Ронгас под Выборгом //«Передаю новому поколению …»: к 200-летию В.Ф. Одоевского: сб. ст. / под ред. Г.В. Жиркова. СПб.: СПбГУ, 2005. С. 54–68.

21. Сердоболь – уездный город Выборгской губернии XIX – начала XX в. //Сортавальский исторический сборник. Выпуск 1. Материалы I международной научно-просветительской краеведческой конференции «370 лет Сортавале». Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. С. 80–91.

22. Участники восстания 14 декабря 1825 г. – узники финляндских крепостей // Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Выпуск 15. Крепости-тюрьмы Северо-Запада и Южной Финляндии. История и современность. Материалы научной конференции. СПб.: ГМИ СПб, 2007. С. 96–109.

23. Церкви на погосте // Сорвали – роща памяти / Сборник статей о Сорвальском кладбище Выборга. СПб.: Издательство «Царское Село», 2007. С. 22–30. 

24. Хранитель военной истории // Сорвали – роща памяти / Сборник статей о Сорвальском кладбище Выборга. СПб.: Издательство «Царское Село», 2007. С. 40–53.

25. Бемская школа // Сорвали – роща памяти / Сборник статей о Сорвальском кладбище Выборга. СПб.: Издательство «Царское Село», 2007. С. 125–130.

26. Старшая «садовница» // Сорвали – роща памяти / Сборник статей о Сорвальском кладбище Выборга. СПб.: Издательство «Царское Село», 2007. С. 138–140.

27. Узник Выборгского замка. К 210-летию со дня рождения декабриста // Во славу государства российского. Материалы историко-краеведческой  конференции. Богородск.  27–28 января 2012 г. Богородск, 2012. С. 55–64.

28. Выборг в период революции и гражданской войны в Финляндии  // Гражданская война в Финляндии. Выборг. 1918 год. СПб.: «Остров», 2012. С. 3–34.

29. Финляндские стрелки на Первой мировой // К 100-летию начала Первой мировой войны. Очерки. Воспоминания. Дневники. Материалы научно-практической конференции в музее «Разночинный Петербург» 10–11 декабря 2014 г. СПб., 2014. С. 57–61.

Читайте также