НАШЕ УНИКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

НАШЕ УНИКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ
642
НАШЕ УНИКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

В первом квартале нынешнего года ощущалось некоторое информационное затишье по вопросам реставрации Выборга. Это было особенно заметно на фоне просветительской кампании, проводимой нашим изданием совместно с общественным движением «Я люблю Выборг» в прошлом году. Тогда мы еженедельно встречались с реставраторами,  разработчиками, проектировщиками и многими другими специалистами, вовлечёнными в орбиту сохранения культурного наследия Выборга.

Ситуация, впрочем, объяснима: в начале года, как правило, не бывает заметного движения финансовых средств;  судя по опыту последних лет конкурсные процедуры оживляются именно в середине весны. Кроме того, и московские минкультовские скандалы заставили многих затаить дыхание – что ждёт выборгские проекты?

От имени и по поручению

Между тем, в конце прошлого года было создано новое федеральное государственное казённое учреждение «Центрреставрация» (приказ по Министерству от 23 июня, зарегистрирован в минюсте 18 ноября 2015), которое от имени Минкультуры проводит закупки в соответствии с так называемым 44-ФЗ.

На фоне былой  доступности информации, когда любой заинтересованный гражданин на портале минкульта мог отслеживать события того или иного конкурса по проектированию реставрации, теперь найти выборгские объекты на сайте нового ФГКУ и выяснить хоть какую-то конкретику – нелёгкая задача. К примеру, появилось сообщение о состоявшемся конкурсе на проектирование объектов Выборгского замка. Каких именно? Ведь комплекс на Замковом острове состоит из многих объектов и сооружений, нуждающихся в реставрации.

В поисках информации

Удалось выяснить, что приказ об утверждении федеральной целевой программы «Культура России» на нынешний год подписан министром Владимиром Мединским 31 декабря прошлого года, опубликован – 25 марта нынешнего. В программе на всю Ленобласть предусмотрено финансирование в объёме 103 миллиона 800 тысяч рублей (в том числе проектирование реставрации крепости Копорье на 2016 год – 14 миллионов, всего с учётом следующего года относительно Копорья фигурирует цифра 99 миллионов 600 тысяч).

Для сравнения: на Соловки в Архангельской области заложено 1 миллиард и 116 миллионов. И это понятно: поручение президента. Но Выборг – тоже поручение президента! А на наш город отпущено 8 миллионов 160 тысяч. 

Конкурс уже состоялся. Победителем признаны Центральные научно-реставрационные проектные мастерские, которые будут проектировать  реставрацию «комплекса крепостных построек и сооружений на острове (г. Выборг, остров Замковый)».

Ну, наверное, все же не весь  комплекс. Ведь уже есть проект реставрации Комендантского дома, корпусов цейхгауза, башни Олафа и крепостного вала. Об этом мы подробнейшим образом информировали читателей, встречаясь с проектировщиками дважды, чтобы рассказать об их планах, а затем – об уже созданном проекте.

К каждому конкурсу приставить по эксперту?

Вернёмся к разразившемуся в начале года в министерстве культуры скандалу. Цена вопроса в коррупционной схеме, приписанной ФСБ чиновникам достаточно высокого ранга, около 60 миллионов рублей (!). Такая «экономия» была, в частности, выявлена по итогам реставрации Изборской крепости, проведённой два с небольшим года назад.

Примером другого подхода к делу может служить недавнее вмешательство архитекторов и реставраторов в проведение конкурса на проектирование реставрационных работ в крепости Копорье. После обращения в минкульт одиннадцати экспертов (в числе которых хорошо известные выборжцам Михаил МИЛЬЧИК и Ирэн ХАУСТОВА) вышеупомянутый конкурс был отменён. 

Приписки были выявлены по многим статьям. По мнению Мильчика, стоимость работ завышена в 2-3 раза: уже существуют материалы исследований, обмеров, другие качественные документы и даже  реставрации, разработанный  Хаустовой проект, реализация которого была остановлена в середине 80-х годов. В наши дни, по мнению специалистов, достаточно было применить специальные коэффициенты к расчётам и откорректировать проектно-сметную документацию с учётом современных материалов и новых технологий, а не начинать всё с нуля, «как будто до них Копорьем никто и никогда не занимался», возмутилась Хаустова.

Недалёкая история 

Вспомним уже обсуждавшуюся в рамках информационного проекта «Реставрация от первого лица» контору из Твери «АК-проект». В ходе проведения аукциона ей удалось победить за счёт 80-процентного демпинга. 

Мы встречались с проектировщиками на начальном этапе работ, когда они уверяли, что за два миллиона можно качественно выполнить работу, оцененную в десять миллионов. Затем  беседовали по истечении сроков сдачи, когда главный архитектор проекта  предложила: а давайте вместе что-нибудь придумаем. 

Кстати, проекты реставрации Часовой башни и башни Ратуши не сданы и поныне (напомним, что срок окончания контракта по ним  - 30 октября 2015 года). Однако контора до сих пор не внесена в реестр недобросовестных подрядчиков и продолжает заявляться на аукционах, в том числе и по Копорью.

Что ждёт архитектурные памятники города? 

Мнение архитектора-реставратора высшей категории Ирэн Хаустовой:

- В Выборге сохранилось всего пять средневековых зданий. Это дом Купеческой гильдии, дом Бюргера на Прогонной, 7а, костёл Гиацинта и здание на Выборгской, 10, а также  Крепостная, 13а. Этим памятникам нужен особый уход, поэтому необходимо продумать варианты их  использования. Да и в целом Выборгу требуется своё подразделение департамента охраны памятников, оптимально пять специалистов, которые следили бы за состоянием памятников, давали предписания, контролировали их исполнение и так далее.

Требует немедленного вмешательства кордегардия Аннинских укреплений. Здание было отреставрировано в 80-е годы. Мы буквально сшили металлом слабый кирпич, восстановили по историческим чертежам черепичную кровлю, деревянные балки, потолки, полы и балясины по галерее, печь. Потом случился пожар. Сегодня  кирпич уже в таком состоянии, что начинают разрушаться стены. Ещё пару лет так простоит, и от здания ничего не останется…

Кордегардия была в списке структуры по охране памятников «Ингрия». С её распадом и созданием департамента охраны объектов культурного наследия большая часть выборгских памятников «зависла» в документальном смысле. Вот почему по кордегардии, Часовой башне, дому Купеческой гильдии, Анненкрону не выполняются никакие работы. Именно поэтому на прошлогодние конкурсы на проектирование реставрации были выставлены те памятники, которые имеют правовую документацию, в том числе и проектно-исследовательскую.

Другие же, катастрофически нуждающиеся в реставрации, пока не оформлены должным образом. Чтобы хоть как-то защитить от осадков кордегардию, надо сделать хотя бы временную кровлю, закрыть доступ посторонним. То же и с домом Купеческой гильдии; он был дважды реставрирован, даже камин восстановлен. В 90-е годы разбитую керамическую черепицу заменили дешёвой металлочерепицей. Потом ветром сорвало конёк кровли, здание промокает и разрушается (на сегодняшний день рухнуло перекрытие).

Дважды реставрировались и Часовая, и башня Ратуши. И если последняя все-таки использовалась и какое-то время поддерживалась в жизнеспособном состоянии, то Часовая находилась только лишь под присмотром часовщика. Несколько лет назад ветром сорвало окрытие с углов четверика и карниза; начала промокать кладка, рухнула часть балюстрады. Потом в ходе проведения якобы противоаварийных работ поставили леса, которые практически ухудшили состояние Часовой башни в несколько раз: леса оставили, не сняв лестниц (что облегчило несанкционированный доступ), закупорили башню щитами, лишив проветривания. Часы 1848 года, которые работали даже во время войны,  сломаны. Сотрудники «АК-Проект», до сих пор не закончившие проект реставрации, для проникновения в башню сняли какие-то щиты, провели обмеры и не закрыли лаз за собой. 

Недавно мне попалась статья:  какой-то российский бизнесмен вместо покупки недвижимости на Лазурном берегу отреставрировал исторический особнячок, восстановил рядом гостевой дом и делает там свой бизнес. И в Выборге вместо формирования негативного общественного мнения надо делать что-то  для любимого города, детей воспитывать так, чтобы они не превращались в вандалов: понимали, что надо бережно относиться к нашим уникальным архитектурным памятникам, а  не болтались праздно в развалинах. Может быть, стоит подумать и о создании групп волонтеров для расчистки территории у памятников архитектуры. Конечно, все должно быть под надзором архитекторов, но детей привлекать   к этому важному делу нужно обязательно. Уверяю вас, если ребенок вместе с родителями или с одноклассниками  один раз наведет порядок возле старинного здания и поймет, что этим зданием можно гордиться, он уже никогда не причинит ему вред.

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также