ПАРИЖ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ

ПАРИЖ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ
1883
ПАРИЖ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ

Сегодня  в 18.00 в библиотеке на Пионерской, 4 – открытие выставки Николая Эндегора 

Город-легенда, город-мечта, столица искусства и моды, покровитель влюбленных и романтиков: какими только эпитетами не награждали Париж, воспевая его в литературе, музыке, живописи, а с приходом фотографии и в этом жанре! Однако авторов всегда волновал один и тот же вопрос: как обойти те многочисленные шаблоны и клише, ставшие столь явными, что за ними уже трудно разглядеть душу самого города?

В своей серии черно-белых фотографий «Париж как состояние души» Николай Эндегор балансирует на грани вечности и актуальности, показывая кадры, свидетелями которых мог бы стать любой из зрителей. Париж «вечный» отражен в таких кадрах, как «Прекрасная эпоха», «Сердце оперы», «Корона оперы». На этих фотографиях не присутствует человек, они не привязаны к конкретному временному отрезку. Это роскошь, великолепие, чистая красота. Именно выбор черно-белого формата подачи позволяет автору избавиться от лишних отвлекающих цветовых пятен и сосредоточить все внимание на удивительной игре геометрических фигур. Некоторые линии настолько прекрасны (например, кружева ограды парка Монсо), что невольно возникает ассоциация с декоративно-прикладным искусством. И вот тут и возникает тонкая связь между величием неживого и необычайной важностью человеческого. Ведь все эти здания возникли благодаря конкретным людям, жившим в этом городе и сотворившим его своей историей. И именно люди и создают неповторимую атмоферу города, наделяя его своей душой. Удивительный кадр «Парижский поцелуй» – апогей всей выставки, это Любовь с большой буквы. Глядя на этот кадр, невольно вспоминается «Поцелуй у здания муниципалитета» Роберта Дуано, созданный в середине прошлого века. История повторяется, но люди – никогда. 

 

-

 

Кадры «Руки города», «Глаза города» также призывают зрителя не обезличивать город. Названия этих работ – не метафора, а прямое указание, что город без человека не может существовать. И, тем не менее, кадры, в которых можно точно определить дату их создания, благодаря черно-белому формату также приобретают оттенок вечности, словно все лишнее отпадает, и остается лишь суть.

Выставка «Париж как состояние души» позволяет буквально прогуляться по улицам города, узнать его на самом деле.

Ольга ЗАЙЦЕВА, искусствовед 

г. Санкт-Петербург

 

Читайте также