ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАРЛ ФИЛИПП

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАРЛ ФИЛИПП
1244
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. КАРЛ ФИЛИПП

Каждого посетителя Выборгского замка при входе встречает Комендантский дом, истории которого мы вскоре посвятим отдельный рассказ. Но не все, вероятно, знают, что именно в этом здании в 1613-1614 гг. едва не решилась судьба Российского государства.

Недавно мы рассказывали о заключенном в 1609 г. Выборгском договоре и о Якобе Делагарди, прибывшем в Россию со шведским войском по призыву царя Василия Шуйского. В июле 1611 г. шведы, нарушив договор, захватили Новгород и стали управлять новгородскими землями. Измученные многолетней Смутой, гражданской войной и безвластием, новгородцы признали шведское господство и в конце июля 1611 г. заключили со шведской короной договор, по которому младший сын короля, Карл Филипп, признавался новгородским великим князем и русским царем. Необычность ситуации заключалась в том, что лично к Делагарди новгородцы испытывали определенное доверие: он сумел проявить себя не только как оккупант, но и как заботливый управитель. 

В октябре 1611 г. скончался шведский король Карл IX. На престол взошел его старший сын, семнадцатилетний Густав II Адольф. Его брату, Карлу Филиппу, было лишь десять лет. Малолетство нового «русского царя» стало причиной того, что королева-мать Кристина, вдова Карла IX, была категорической противницей «русского проекта», на котором настаивал Делагарди. В планы же молодого короля Густава II Адольфа входило расширение владений Швеции за счет русских земель. Густав II Адольф и без того уже даровал своему брату титул герцога Седерманландского, что давало Карлу Филиппу исключительные привилегии: всеми получаемыми с подвластных ему шведских территорий доходами он мог распоряжаться сам, а не отсылать их в Стокгольм. 

Новгородцы признали Карла Филиппа своим повелителем, однако нерешенным остался вопрос, бывший для людей того времени ключевым: вопрос о вероисповедании. Новгородцы были уверены, что шведский принц перейдет в православие, шведы же считали это заведомо невозможным. Дальнейшие события, однако, отодвинули конфессиональный вопрос на задний план.

В самом начале 1612 г. Швеция подверглась атаке со стороны датчан, и столь серьезной, что все силы шведского королевства пришлось бросить на борьбу с южным соседом: тут было не до Новгорода. Между тем, в России в этом время создается ополчение под командованием князя Дмитрия Пожарского, призванное остановить окончательный распад Русского государства. В июне 1612 г. в Ярославль, к Пожарскому и Совету всея земли, прибыла делегация из Новгорода, которая и сообщила о призвании на Русь Карла Филиппа. 

Современный историк Алексей Смирнов в своей книге «Несостоявшийся русский царь Карл Филипп, или Шведская интрига Смутного времени» рассказывает подлинно детективную историю о «заочных приключениях» Карла Филиппа в России. Пожарский, как выясняется, был сторонником приглашения шведского принца на русский престол. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова в мае 1613 г. было результатом давления на Пожарского и отстранения его от принятия решений. 

Промедление шведского правительства оказалось фатальным: принц Карл Филипп появился на российско-шведской границе лишь после многомесячных отсрочек и, что самое главное, уже после венчания Михаила Романова на царство. Карл Филипп прибыл в Выборг 9 июля 1613 г. (путешествие из Стокгольма заняло двадцать два дня!) и расположился в Комендантском доме Выборгского замка. Мать принца поставила условие, что ее сын доедет лишь до Выборга, но никак не дальше. Делагарди писал в июле 1613 г., что «московиты при известии о прибытии Карла Филиппа в Выборг будут униженно ползать перед ним». Представители Новгорода не участвовали в избирательном Соборе в Москве, и его жители по-прежнему считали себя подданными «Карлуса Филиппа Карлусовича». Прибытие королевича в Выборг новгородцы отмечали пушечными салютами, трехдневным колокольным звоном и благодарственной службой в Софийском соборе. В Москву с вестью о прибытии принца был отправлен боярин Яков Боборыкин. Вскоре в Выборге начался новый раунд переговоров между шведами и новгородцами. Как пишет А. Смирнов, «новгородское посольство во главе с архимандритом Киприаном, настоятелем монастыря Спаса Хутыня, прибыло в Выборг лишь через семь недель после приезда туда Карла Филиппа. <…> 28 августа 1613 г. в Выборгском замке герцог дал первую аудиенцию посольству. Гремели пушечные салюты, скромный зал приемов, дабы впечатлить падких на роскошь русских, шведы постарались украсить с максимальной пышностью, доступной в этих обнищавших от многолетних войн краях. Пол застелили английским сукном, трон герцога под золотым балдахином обтянули парчой, налево от трона поставили длинную скамью для комиссаров, покрытую красным бархатом. Карл Филипп занял место на троне, комиссары – на скамье, справа от трона выстроились свитские – секретарь герцога, гоф- и камер-юнкеры, а также старший королевский уполномоченный Генрик Горн».

Именно Горн (правильнее транскрибировать его фамилию как «Хорн») жестко сообщил новгородцам, что Карл Филипп останется в Выборге, пока шведы не получат гарантий того, что с Новгородом солидарна и вся остальная Русь. Шведские дипломаты имели секретную инструкцию от короля Густава II Адольфа, которого интересовала не русская корона для его малолетнего брата, а гарантия получения русских земель на берегах Балтики. 

Внешне все было вполне празднично: в Выборгском замке шли бесконечные пиры шведов и новгородцев. Глава новгородской делегации, архимандрит Киприан, получил в подарок от шведов русский перевод Евангелия Мартина Лютера: эта книга стала первой, изданной в Швеции на русском языке. Однако собственно переговоры зашли в тупик. Еще в сентябре 1613 г. их провал констатировал Делагарди – самое заинтересованное во всем этом проекте лицо. После нескольких месяцев бесплодных обсуждений и новгородско-шведских препирательств, в начале января 1614 г., Карл Филипп в последний раз встретился с новгородской делегацией. Он объявил, что больше не имеет притязаний на Новгород и Русь и передает свои права брату, королю Густаву II Адольфу. 

16 января 1614 г. Карл Филипп навсегда покинул Выборг и по санному пути, по берегу Ботнического залива, отправился в свою резиденцию, в Нючепинг. Любопытная деталь: после отъезда Карла Филиппа новгородские послы были задержаны в Выборге в качестве заложников. Их отпустили домой лишь в августе 1614 г.

Осталось досказать историю неудавшегося русского царя. История эта оказалась короткой. По причине своего малолетства принц жил при королеве-матери в Стокгольме, иногда совершая поездки в страны Западной Европы. В 1620 г., в возрасте девятнадцати лет, принц Карл Филипп женился на Елизавете Риббинг, дочери первого шведского коронного казначея и представительницы рода Юлленшерна, одной из самых знатных шведских фамилий. Брак, однако, не был равнородным, а потому брачная церемония была произведена в тайне. Незадолго до этого брат Карла Филиппа, король Густав II Адольф, был вынужден расстаться со своей возлюбленной Эббой Брахе, поскольку их союз был признан невозможным с династической точки зрения. В случае же Карла Филиппа было определено, что Елизавета как морганатическая супруга не будет иметь статуса члена королевской семьи.

В 1621 г. принц присоединился к своему брату-королю в военных действиях в Ливонии и принял участие в осаде Нарвы. Однако в ходе ее он заболел и 25 января 1622 г. скончался.

В том же году его супруга Елизавета родила дочку, которую также назвали Елизаветой. Ей дали – как это было принято в династии Васа для морганатического потомства – фамилию Юлленьельм. Елизавета стала владелицей замка Тюннеслё, а ее первым мужем стал камергер Аксель Турессон Натт ох Даг. 

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник Выборгского музея-заповедника

Читайте также