ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. МУЗЕЙ ЧАСТЬ 2

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. МУЗЕЙ ЧАСТЬ 2
1094
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. МУЗЕЙ ЧАСТЬ 2

Выборгский краеведческий музей получил в свое распоряжение главный корпус Выборгского замка в 1964 г. К этому времени сотрудниками музея под руководством В.И. Дуброва была уже проделана немалая работа, несмотря на весьма стесненные условия, в которых приходилось готовить музейные экспозиции. В музейном отчете за 1963 г. об этом сказано совершенно откровенно: «Основным тормозом в работе является отсутствие помещения. Музей расположен в проходном помещении, экспозиционная площадь которого очень мала и поэтому значительная часть имеющихся экспонатов не экспонируется».

В здании на пр. Ленина, 20 были открыты первые выставки, которые, к слову сказать, были продемонстрированы в 1963 г. премьер-министру Финляндии Ахти Карьялайнену и его супруге. В том же 1963-ем к Выборгскому краеведческому музею в качестве филиала был присоединен и Дом-музей В.И. Ленина. Может показаться странным, что у ленинского музея, открытого в  1958 г., были проблемы с финансированием, однако именно это стало причиной объединения музеев. Лишь в 1969 г., незадолго до столетнего юбилея Ильича, выборгский ленинский музей стал частью ленинградского филиала Центрального музея В.И. Ленина.

Сотрудники Выборгского краеведческого музея с самого начала занимались поисковой работой, фонды и библиотека пополнялись предметами и книгами. В 1962 г. сотрудники музея заказали, перевезли из Выборга в Ленинград и установили пятисоткилограммовое гранитное надгробие на могилу замечательного знатока выборгской истории Н.Н. Турчанинова, помогавшего музею в первые годы его работы. В благодарность вдова Турчанинова, Надежда Александровна, передала в Выборгский музей часть библиотеки и архива мужа, а также памятные медали в честь взятия Выборга в 1710 г. 

Сотрудникам, не имевшим опыта музейной работы, пришлось в очень короткое время учиться исследовательской работе, осваивать профессию экскурсоводов и лекторов. Для Выборга начала 1960-х годов все это было внове. При музее был создан краеведческий актив, в который вошли так называемые «корреспонденты» (более 50 человек), жившие в разных городах Советского Союза. Один из них, ленинградец Д.М. Тыщенко, уже в 1961 г. занялся по просьбе руководства музея поисками сведений о выборгском кренделе. Об этой истории вспоминал в своих записках и первый директор музея В.И. Дубров: «Много работал коллектив музея над тем, как возродить выпечку знаменитого выборгского кренделя. Для того, чтобы решить этот вопрос, надо было знать рецепт и технологию выпечки. Были привлечены для этого известные опытнейшие пекари Ленинграда. Однако оставался загадкой рецепт. Все поиски в архивах положительного результата не дали. Проводились беседы с жителями дореволюционного Выборга, но и они не могли помочь. Сейчас не помню, кто из работников музея напал на верный след, и рецепт мы получили от одной женщины из Москвы. В рецепт кренделя входило 8–12 компонентов. Было подготовлено письмо от имени музея с приложением экземпляра рецепта и вручено директору Выборгского хлебокомбината, с просьбой освоить выпечку знаменитого выборгского кренделя. Вскоре музей получил два кренделя: один был размещен в первой экспозиции музея, а второй разрезан на кусочки и дан для опробования сотрудникам. Крендель был вкусным, но каким он был в действительности раньше, никто не знал, т.к. никто его не кушал и не видел. Однако выпечка кренделя в городе так и не была налажена. Как заявил директор хлебокомбината, основной причиной является отсутствие некоторых компонентов (я сейчас не помню, сколько и каких именно), но которые в нашей стране не изготовляются. Так и по сей день этот вопрос остался нерешенным, хотя периодически в «Выборгском коммунисте» и появляются статьи граждан с просьбой наладить выпечку знаменитого кренделя».

Уже в 1962 г., т.е. всего лишь через год после открытия первых выставок, из музея было похищено несколько экспонатов. Успокоим читателей: речь не идет о раритетах и ценностях. Из витрин выставки «Выборг в 1917 году» неизвестные похитили латунный барельеф «Штурм Зимнего» и две фотографии, копию обложки дела «Производство прокурора Петроградской палаты» и копию удостоверения, принадлежавшего В.И. Ленину (выписанного на имя К. Иванова). Сумма ущерба составила 3 рубля, так что вопрос не в стоимости украденного, а в мотивах похитителей. Еще одно исчезновение экспонатов, судя по всему, не было связано с любопытством посетителей. Были похищены две бобины капроновых ниток со стенда сетевязальной фабрики. Как лапидарно гласит приказ, «нитки на общую сумму 1 рубль 77 копеек списать за счет государства».

История с капроновыми нитками может удивить современного читателя. Что эти бобины делали в музее? Здесь нужно вспомнить, что в 1950–1970-х гг. краеведческие музеи должны были в обязательном порядке представлять в своих экспозициях «достижения народного хозяйства», в первую очередь – показывать успехи местных предприятий и хозяйств, демонстрировать их продукцию. Потому-то и в Выборгском музее можно было увидеть не только бобины с капроновыми нитками, но и, например, образцы семян кукурузы «Стерлинг» и «Воронежская-8», которые в начале 1960-х выращивали в совхозах Выборгского района. Более того, от сотрудников музея требовалось знать, как производится та или иная продукция. Потому-то выборгские музейщики и изучали на практике технологию производства лимонной кислоты, рубероида и асфальтобетона.

Ныне это кажется экзотикой, но пятьдесят лет назад музей был не столько местом просвещения и отдыха, сколько передовым краем идеологической работы. Неслучайно основные усилия научных сотрудников Выборгского музея того времени были направлены на показ и рассказ о «революционном прошлом нашего края». Одним из первых предметов в музейном собрании стал портрет И.А. Акулова, создателя и руководителя в 1917 г. выборгской организации большевиков. Портрет Акулова долгие годы находился в основной экспозиции музея и вернулся в хранилище лишь в 1991 г. Жителям советского Выборга имя Акулова было хорошо знакомо, а для большинства современных выборжцев это только название улицы. 

Идеологии в тогдашней музейной работе было много. Но и сквозь все обязательные условности можно увидеть неожиданное и небанальное. Например, в 1966 г. сотрудники Выборгского краеведческого музея и Центральной городской библиотеки (нынешней библиотеки Алвара Аалто) проводили вечер «Ленин в Выборге», посвященный дню рождения вождя. Казалось бы, «протокольное мероприятие» – и только. Однако в программе был и концерт из «любимых произведений Ильича силами учащихся детской музыкальной школы» и даже показ любительского фильма (!) «Ленин в Выборге». Ныне об этом фильме не известно ничего, а между тем сам факт того, что в советском Выборге 1960-х снимали любительское кино – и о Ленине! – рядовым не назовешь.

Не назовешь таковой и историю переселения Выборгского музея с проспекта Ленина в Выборгский замок. Бесстрастные слова документа о передаче в 1964 г. музею в аренду «трех этажей помещений крепости общей площадью 803 кв. м» не передают всего драматизма ситуации. Замок покинул батальон связистов, однако по решению горисполкома там поселили несколько десятков строителей, не имевших никакого отношения ни к замку, ни к музею. В отсутствие охраны это превратилось в настоящее бедствие, усугубленное тем, что рабочие должны были занять все немузейные помещения на Замковом острове. Декабрь 1965-го года директор музея В.И. Дубров вспоминал и десятилетия спустя. Чтобы отстоять замок для музея, он срочно связался с заместителем председателя Выборгского горисполкома Мелешниковым и предложил тому заполнить все свободные помещения замка не времянками для рабочих, а… ящиками с яблоками. До этого яблоки хранили в вагонах на железнодорожных путях. Дубров, таким образом, воспользовался неурядицей – и спас и замок, и музей, и даже яблоки. Витамины помогли музею. 

Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник

Юлия МОШНИК, учёный секретарь Выборгского музея-заповедника

P.S.Багодарим Л.В. Дуброву, Л.Г. Волкову, В.Б. Ковальчук, О.К. Смирнову и А.А. Смирнова за помощь при подготовке статьи. Фотографии из собрания Историко-архитектурного музея-заповедника «Выборгский замок».

Продолжение следует

Читайте также