АДАМ ЧЕРНЕГА: МЫ РОДИНУ ЗАЩИЩАЛИ. И ЗАЩИТИЛИ!

АДАМ ЧЕРНЕГА:  МЫ РОДИНУ ЗАЩИЩАЛИ. И ЗАЩИТИЛИ!
705
АДАМ ЧЕРНЕГА: МЫ РОДИНУ ЗАЩИЩАЛИ. И ЗАЩИТИЛИ!
Адам ЧЕРНЕГА военную форму надел 29 сентября 1940 года. Его призвали из родной Винницкой области; провожали всем колхозом “Червонный Буг”. Дома осталась мать с четырьмя детишками - Сашей, Стефаном, Павлом и Аней, а старший, Гриша, к тому времени уже был курсантом военного училища. К ночи на бричке прибыли в райцентр Казатин, оттуда их направили в Днепропетровск, затем - Харьков, Армавир... Там новоиспечённый боец был зачислен в ряды 5-й Харьковской дивизии НКВД.

Служба, как положено, началась с “учебки” - станково-пулемётного взвода школы сержантского состава. Поскольку за плечами у парня была фабрично-заводская школа, где изучались паровозы и железнодорожное хозяйство, его зачислили на курс по изучению бронепоездов и отдельных бронеплощадок.

Зимой 1940-41 гг. части НКВД обследовали стратегически важные объекты, такие как ДнепроГЭС, Харьковские оборонные заводы, Таганрогский авиазавод с целью выбора мест для строительства оборонительных сооружений, полевых опорных пунктов, ДОТов, ДЗОТов. Страна готовилась к войне. В мае 1941-го курсант Чернега вместе с сержантской школой перебазировался в Туапсе. 22 июня корабли Черноморского флота на глазах вчерашних новобранцев отражали налёты вражеских истребителей.

Все курсанты как один изъявили желание отправиться на фронт, но командование оставило будущих сержантов завершать обучение. Только 1 августа 1941 года Адам Чернега надел погоны младшего сержанта и стал командиром отделения. Немного попрактиковались в применении нового пулемёта в полевых условиях и на бронепоезде, и подразделение приступило к охране тылов Юго-западного и Южного фронтов.

В середине августа под угрозой оказалась знаменитая запорожская гидроэлектростанция ДнепроГЭС; после эвакуации персонала плотину взорвали, затем и мост через Днепр… После этого им поручили прикрывать отход войск и мирных жителей в сторону Харькова и дальше на восток: - Нельзя было допустить, чтобы им били в спину…

Бронепоезд во время движения защищали две полубронированные дрезины, за счёт такого усиления потери были небольшие, - профессионально оценивает эффективность мобильного подразделения Адам Ефимович.

Таганрог, первое освобождение Ростова 29 ноября 1941-го. Бронепоезд горел, а Чернега получил контузию и отравление газами. После месяца в госпитале вернулся в строй и - на Черноморское побережье, в Анапу, а немцы уже захватили Керчь. К лету 1942-го пришлось прикрывать отход войск Южного фронта за Дон, в направлении Кавказа. В бою за станицу Курганская погибла вся его родная сержантская школа 59 стрелкового полка.

В сентябре 1942-го, после переформирования, подразделение вошло в состав 41 Сухумской дивизии НКВД. Полки были расположены вдоль побережья от Туапсе до Сухуми и охраняли особо важные объекты, горные перевалы, уничтожали диверсионные группы противника. Весной 43-го Сухумская дивизия НКВД была брошена на прорыв “Голубой линии” (мощная, глубиной в несколько десятков километров линия обороны противника в низовьях реки Кубань).

- Наступление не было подготовлено: артподготовка не проводилась, огневые точки противника подавлены не были, танков не было, поддержки со стороны авиации и артиллерии тоже не было. Дивизия несла потери до 80 % личного состава… В бою за высоту 121.4 под Крымской меня тяжело ранило, и я попал в госпиталь.

Адам Ефимович перечисляет потери своей дивизии на Кубани:

- Навечно остались лежать в станице Анастасиевской 1600 человек, на “Сопке героев” 1100, на хуторе Прикубанец - 42 бойца, на хуторе Коржевский - 576 ребят. Много похоронено в станицах Петровской, Славянской, Красноармейской. Я поддерживаю связь с председателем Совета ветеранов Сухумской дивизии Дмитрием Лукьяновичем Чайкой, и мы с ним считаем, что все погибшие там достойны памяти не только нашего, но и будущих поколений.

С лета 1943-го дивизия участвовала в подавлении беспорядков в республиках Кавказа, борьбе с бандитами и диверсантами. Затем была переброшена в Казахстан. Там, в Алма-Ате, как раз дислоцировалось эвакуированное из Петродворца Ленинградское военное училище. Адама Чернегу и ещё шестерых его товарищей направили на трёхмесячные курсы младших лейтенантов. А спустя месяц курсанты в спешном порядке были погружены в вагоны и - в Петродворец. По прибытии в Ленинград всем объявили, что теперь все они курсанты училища.

Надо было бороться с диверсантами, уничтожать опорные пункты врага в тылу Ленинградского фронта. К осени 44-го Петродворец преобразился: силами пленных немцев и наших строительных частей восстанавливали разрушенные дома. В сентябре 1946 года Адам Чернега получил зелёные пограничные погоны младшего лейтенанта.

В послевоенные годы Адам Ефимович служил во Владивостоке, в начале 60-х годов был переведён в Северо-Западный пограничный округ, в ОКПП “Выборг”, ушёл в отставку в 1972 году. По стопам отца пошёл и сын Александр, избравший делом жизни службу на границе, и внук …

- Война - это не сплошные подвиги и геройские дела, за которые Родина давала высокие награды. Война - это труд: тяжёлый и кровавый… Я выполнил наказы матери и друзей, которые провожали меня в 1940 году в армию, выполнил свой долг перед Родиной. Мы её защищали и защитили.

Читайте также