«БЛИЖНИЙ КРУГ» ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ

«БЛИЖНИЙ КРУГ»  ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ
1740
«БЛИЖНИЙ КРУГ» ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ

Анри Франсуа Виолье

О значении личности барона Людвига Генриха фон Николаи и созданного им и его потомками уникального скально-пейзажного парка для истории Выборга сказано уже немало. В основном все исторические очерки начинаются со времени приобретения бароном Николаи имения Монрепо, многое мы также знаем о предыдущих владельцах имения - принце Вюртембергском и военном губернаторе Петре Ступишине. Но стоит напомнить, что  Людвиг Николаи за долгие годы жизни в России был воспитателем и учителем наследника престола - великого князя Павла I, а затем личным секретарем великокняжеской четы и даже придворным казначеем «Их Императорских Величеств». Человек образованный и в высшей степени просвещённый, Николаи общался (в том числе и по переписке) с широким кругом общественных деятелей, знатных придворных вельмож России и Европы, которые и составляли его «ближний круг», - знакомые, друзья, сослуживцы. Один из них - Анри Франсуа Виолье, известный художник и ландшафтный архитектор.

«Короля играет свита…»

Анри Франсуа Габриэль Виолье, в русской версии Франц Гавриил Виолье  - архитектор и живописец швейцарского происхождения, так же, как Людвиг Генрих Николаи и Франц Герман Лафермьер, - «иностранный учитель и воспитатель», большую часть своей жизни провел в России. По окончании рисовальной школы в Женеве Виолье работал во Франции, затем при дворе герцога Евгения Вюртембергского, где и началась его карьера придворного художника, - его пригласили в Монбельяр учителем рисования к принцессе Фредерике Софии Доротее, ставшей впоследствии супругой наследника российского престола под именем Марии Федоровны. 

В свите великого князя Павла I, прибывшей в 1776 году в Берлин на смотрины вюртембергской принцессы, Людвиг Генрих Николаи выполнял обязанности секретаря и особого доверенного лица. Анри Франсуа Виолье в качестве учителя и воспитателя сопровождал принцессу.  И далее, уже в свите сосватанной невесты, он приехал в Петербург и, продолжая оставаться наставником своей ученицы, получил придворную должность Инспектора кабинетов картин и эстампов Государя великого князя Павла Петровича, не оставляя при этом службы при «малом дворе» великокняжеской четы.

Друзья и сослуживцы – Виолье, Николаи и Лафермьер – в 1781-1782 гг. также сопровождали Павла I и Марию Федоровну во время их путешествия по Западной Европе под именами «граф и графиня Северные».  Переписка супружеской четы в то время была более чем обширной; в основном обсуждались вопросы строительства пригородных дворцов, доставки многочисленных предметов искусства и подарков принимающих чету европейских монархов, переправки и пересылки денежных средств.  Монархи не всегда писали письма собственноручно, а часто диктовали свои послания секретарю, который отправлял корреспонденцию, используя как обычную почтовую связь, так и дипломатическую почту. Но более всего великий князь предпочитал отправлять в дальнюю дорогу курьеров – «своих людей» – где чаще всего упоминаются имена как самого Николаи, так и Лафермьера, а также Анри Франсуа Виолье. Надо полагать, что все трое были особо доверенными лицами великокняжеской семьи. Нельзя не вспомнить об осторожности великого князя, за поведением которого внимательно следили приставленные к нему осведомители и о каждом неосторожно сказанном слове или слишком вольной шутке доносили в Зимний дворец. В этом длительном путешествии по Европе Анри Франсуа Виолье (вместе с русским посланником в Турине князем Н.Б. Юсуповым, богатейшим человеком, коллекционером, эстетом и меценатом, который знал всю Европу, а она знала его) обеспечивал «художественную программу» с посещением картинных галерей, музеев, коллекционеров, частных собраний, мастерских художников и архитекторов; кроме того, он оформлял заказы на приобретение произведений искусства и отправку их в Россию.

Виолье - автор ландшафтных и архитектурных проектов

Как ландшафтный архитектор, по просьбе Марии Федоровны, Анри Франсуа Виолье вместе с придворным архитектором Чарльзом Камероном в 1780-х годах одновременно с постройкой Павловского дворца спланировал «собственный садик» княгини – регулярной строгой планировки по типу малых голландских садов, небольшой по размерам, что отвечало его основному назначению – служить местом прогулок только для хозяев дворца. (Садик с таким же названием существовал и в Монрепо – он был устроен для тещи Людвига Николаи). «Собственный садик» в Павловске почти полностью сохранился до нашего времени и продолжает оставаться близким проекту Виолье: вся территория  разделена неширокими дорожками на многочисленные клумбы, кажется, что сад выстелен нарядными красочными коврами. Некоторые аллеи украшены арками трельяжа с вьющимися растениями: диким виноградом, актинидией.  В центре сада изначально стояла статуя Флоры – богини растений и цветов, и потому «собственный садик» нередко называли «Храмом Флоры». По свидетельству современников, императрица Мария Фёдоровна, так же, как и Франсуа Виолье, не только любила цветы, но и профессионально знала ботанику. Возможно, именно живописец и любитель природы Виолье привил Марии Федоровне это увлечение, – коллекция оранжерейных редких растений императрицы вызывала всеобщее восхищение.

Существует мнение, что именно Франсуа Виолье принимал непосредственное участие в постройке пасторального гатчинского павильона «Березовый домик» – в архиве была обнаружена записка - приложение к прошению, которое художник подавал на имя императора Александра I. В этой записке Виолье среди своих работ называет оформление внутреннего убранства Березового домика в Гатчине. По имеющимся сведениям, Виолье оформил также интерьер Старого шале в Павловском парке: построенный из камня павильон напоминал сельскую хижину, но внутри, подобно другим пасторальным сооружениям, имел парадный зал, стены были затянуты холстом с росписью. Путешествуя в составе свиты великокняжеской четы вместе с Николаи и Лафермьером, Франсуа Виолье получил возможность изучить образцы «сельских строений», бывших в то время на пике ландшафтной моды, в лучших парках Европы. Живопись в павильоне: плафон «Два Зефира в облаках, украшенные гирляндами цветов» и десюдепорт «Два купидона держат медальон» по манере письма указывает на то, что это работы всё того же Франсуа Виолье. К его «садовым затеям» причисляют также Турецкую палатку с площадкой для игр (вспомним подобное строение в Монрепо), многие деревянные мосты; в оранжерее дворца, находившейся на конюшенном дворе (с 1797 г. Арсенальное каре) им был спроектирован театральный зал. Архитектор непосредственно участвовал и  в разработке проекта Михайловского (Инженерного) замка.

Помимо архитектуры Виолье много работал как художник-миниатюрист, известны его мини-портреты Франца Лафермьера и великой княгини Марии Федоровны из собрания Эрмитажа. 

(Продолжение в следующих выпусках)

Надежда РАССАХАТСКАЯ,  старший научный сотрудник ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

Читайте также