ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.

ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.
1124
ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА.

Церковь св. Марии и Олафа (с 1554 г. кафедральный собор).

“Мы не выпускаем  мёртвые проекты”, - говорят  Михаил АСЕЕВ и Татьяна ЮРЬЕВА. За их плечами - огромный опыт ведения объектов “с нуля” -  от обоснования необходимости работ и  включения в финансирование до проектирования и строительства. 

Держателем контракта на разработку проектной документации по Старому кафедральному собору, финансируемого бюджетом РФ, являются Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (Москва). Цена  контракта - 7053072, 77 руб., срок сдачи проекта - 30 октября. В данный момент разрабатывается решение о консервации и приспособлении памятника. Выполняют проект привлечённые ЦНРПМ питерские специалисты Михаил Асеев и Татьяна Юрьева, которые уже делали проекты вместе. В частности, они по заказу Выборгской администрации вместе с другими специалистами занимались разработкой концепции сохранения исторической части Выборга в 2013 году, когда город искал пути финансирования реставрации города, и участвовали в разработке концепции  2014 года по заказу Министерства культуры РФ. 

Руководитель проекта Михаил Асеев  окончил Технологический институт Ленсовета по специальности инженер-технолог. Прошёл путь от ученика реставратора керамики до реставратора высшей категории РФ. Имеет богатый опыт в области реставрации, воссоздания и капитального ремонта памятников архитектуры с приспособлением под современные нужды. Удостоен ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени. За его плечами - 39 лет работы в реставрации, в том числе объекты Государственного Эрмитажа, многочисленные реставрационные работы фасадов и интерьеров памятников архитектуры в Австрии, Голландии, Баварии, Санкт-Петербурге, Новгородской и Псковской областях, работа по реставрации станций первой ветки петербургского метрополитена. Первым его общим  с Татьяной Юрьевой объектом стал Константиновский дворец - колоссальная работа по воссозданию памятника архитектуры из руин: “После этого нам ничего не страшно, в том числе и Кафедральный собор”.

Татьяна Юрьева окончила Ленинградский инженерно-строительный институт. Работала в “Ленгражданпроекте”, 15 лет отдала музею-заповеднику “Ораниенбаум”, 11 - Царскому Селу. Именно она, будучи хорошо знакома с музейной деятельностью, предложила идею создания на территории исторической части Выборга заповедника. Предполагается, что старый кафедральный собор (как и башня Ратуши, костёл св. Гиацинта и другие объекты) войдёт в его состав. Преимущества в том, говорит Татьяна Валериевна, что музей-заповедник одновременно осуществляет культурную, коммерческую и туристическую деятельность, привлекает инвестиции. И самое главное – исторические объекты, находящиеся в его составе, не пустуют. 

И Асеев, и Юрьева – представители так называемой ленинградской школы реставрации, основной принцип которой заключается в возвращении объекту его исторического облика по воссозданным технологиям. Таким образом, они категорически против того, чтобы музеефицировать руины – не те у нас погодные условия. Напомним, что по реставрации кафедрального собора ранее было много идей. Предлагалось, например, накрыть руины  стеклянным куполом или натянуть тент над ними и сделать концертный зал на 1500 человек. Но администрация города этим предложениям воспротивилась, и её мнение совпадает с мнением проектировщиков:

- В сущности, собор разрушался с 1944 года. Сейчас мы имеем скорлупку из стен, находящихся в аварийном состоянии. Оставлять памятник  в таком виде нельзя, то есть ни о каком стеклянном колпаке над руинами речь не идёт, - говорит Михаил Юрьевич. -  Выборг - это сочетание эпох, и собор тоже его отражает. Здесь  просматривается  и средневековая Швеция, и период русской истории,  и финский период. Надо восстановить  объём памятника, не нарушая реставрационного принципа, показать здание в развитии.  За образец мы взяли проект реставрации Прогонной, 7: Ирэн Хаустовой было не только воссоздано здание, но и прилегающая к нему территория оформлена как уголок средневекового Выборга. В техническом задании Минкульта значится: “приспособление на конкурсной основе”. То есть пользователь пока не определён. Мы рекомендуем памятник к использованию как выставочное пространство. Однако же с оговоркой: здесь этически неуместно устраивать увеселительные мероприятия. В этом соборе, как в любом европейском, хоронили почётных граждан города. Мы предлагаем продолжать обследование здания в процессе реставрационных работ. Возможно, какие-то найденные предметы можно будет сделать частью экспозиции. 

В настоящий момент заканчиваются конструктивные и технологические обследования, археология стен и фундаментов. На основании полученных данных будут приняты концепция и предложение на согласование.

Юлия ПОДСКРЕБАЕВА

Краткие сведения (из Концепции сохранения исторической части Выборга)

Самые древние части здания предположительно относятся к концу XV века. Здание выборгской трехнефной римско-католической церкви было освящено в 1494 году. Прямоугольное в плане, под гонтовой кровлей, оно имело длину 36 и ширину 18,5 м. С южной стороны находилась пристройка для хранения оружия, с северной - ризница. Вероятно, около 1554 г. произошло расширение собора. Здание было достроено с севера и востока, после чего его размеры стали 42 Х 25 м. В 1554 году, когда была образована Выборгская епархия, церковь получила статус кафедрального собора. Здесь проходили крещения и венчания, под полом собора хоронили видных горожан. Когда в начале XVI века в Швеции победила Реформация, в соборе устроили провиантский склад, а позднее лютеранскую церковь. В XVII в. после очередной реконструкции, стены собора были украшены гербами именитых выборгских родов. 

В ходе осады города русскими войсками в 1710 году готический собор был поврежден артиллерийским огнем. Горожане подали Петру I список зданий, которые необходимо было восстановить в первую очередь. По преданию, Пётр был очень удивлён, что в нём не оказалось кафедрального собора. Царь лично добавил его в список и распорядился восстановить в качестве православного храма (“в Выборге большую кирку отделать”). Восстановленная в 1720-х гг. церковь, освященная во имя Рождества Христова, до кон. XVIII в. оставалась главным православным храмом Выборга (освящена в 1725). Щедрые пожертвования помогли создать в ней роскошные интерьеры. Собор вновь пострадал при пожаре 1738 года.  Большой городской пожар 1793 г. повредил здание настолько, что храм решили не восстанавливать. Здание перешло к военному ведомству Провиантской комиссии, и было использовано как зерновой склад. В начале XIX века здание потеряло высокую остроконечную кровлю и сводчатые перекрытия. С 1808 года в бывшем соборе находился хлебный склад, и только в 1913 году здание вновь освятили: на этот раз здесь открыли православную церковь Трех Святителей для 8-го Финляндского стрелкового полка. При взятии Выборга в 1918 году белофиннами она вновь была освящена, на этот раз как гарнизонная евангелически-лютеранская церковь. При освящении присутствовал главнокомандующий финской армией Густав Маннергейм. 

Финны дважды предпринимали археологические раскопки участка в 1836 и 1913 годах. Целью изысканий были поиски останков Михаэля Агриколы, по преданию похороненного в Выборге. 

В 1937 г. архитектором О. В. Висте был выполнен проект реконструкции собора. Предполагалось снять со стен штукатурку, выявить остатки стен из грубого камня и сохранить их в первозданном виде. Проект осуществлён не был. Собор был разрушен во время Зимней войны. На старых фотографиях собора можно увидеть ту самую изящную кованую решетку в стиле модерн, которая сегодня находится около бывшего костёла св. Гиацинта. Поскольку в соборе, как уже было сказано, вероятно, был захоронен Микаэль Агрикола, он также известен под названием “Агрикольская церковь”. 

Читайте также