ОДИН ЗА ВСЕХ, И ВСЕ ЗА ОДНОГО

В назначенный час вхожу в спортивный зал школы № 10. Ребята готовятся к матчу, тренеры наблюдают в стороне. - Не подскажете, как найти Вячеслава Владимировича? - Очень просто. Как войдёт в зал высокий мужчина с широкой улыбкой, это он. Вот уже 23 года Вячеслав ДЫРКО, старший тренер отделения баскетбола Выборгской ДЮСШ "Фаворит", обучает выборгских мальчишек азам и премудростям этого увлекательного вида спорта. Спокойный, доброжелательный, преданный спорту, за годы работы Вячеслав Дырко снискал уважение коллег и любовь своих воспитанников. По словам ребят, ему удаётся создать не просто команду, а нечто большее - союз друзей и едино- мышленников, где главный девиз "Один за всех, и все за одного". Сегодня мы беседуем с ним о тренерской работе и многом другом. - Вячеслав Владимирович, баскетбол - это… - Это самый универсальный вид спорта. Здесь нужно и бегать, и прыгать, и думать, причём на очень высокой скорости. Нет ни одного игрового вида спорта, в котором забивали бы столько мячей. От скорости мышления, принятия решения зависит очень многое. В футболе, хоккее существует вратарь, который защищает свои ворота. Здесь каждый игрок - и защитник, и нападающий. Баскетбол уникален своей непредсказуемостью. Это эмоциональная, интересная, красивая, динамичная игра. Если всё получается, то матч увлекает не хуже приключенческого фильма… - Сколько ребят тренируется в выборгском отделении? - В Детской спортивной школе баскетболом сейчас занимается около 100 детей в возрасте от 9 до 18 лет. Занятия бесплатные, принимаем всех желающих. Конечно, физические данные есть не у всех. Но, на мой взгляд, главное - это желание тренироваться. - Можно ли развить способности ребенка? - Развить, конечно, можно, но у каждого свой "потолок". Кому-то дано, кому-то нет. Можно прозаниматься и семь лет, но успехов не достичь. Важны рост, мышление, координационные способности, умение быть в команде. В индивидуальных видах спорта результат зависит только от самого спортсмена. У нас - от усилий всех игроков команды. - В команде у каждого своя функция? - Да. Но, когда ребята начинают заниматься, стараюсь, чтобы они были универсальными, не ограниченными определенными действиями. Чем более универсален игрок, тем проще ему сыграть на любой позиции, тем больше у него возможности найти своё место в дальнейшем. Кстати, вопреки расхожему мнению в баскетболе делают успехи не только высокорослые игроки. В баскетболе есть такой термин "первый номер" - разыгрывающий. Он организует в команде защиту и нападение, является продолжением тренерской мысли на площадке. Это самая сложная функция - брать ответственность за действия команды. Чаще всего именно ребята относительно невысокого роста становятся разыгрывающими. - Как формируется команда? - Постепенно. Когда в рамках общей физической подготовки начинаются элементы баскетбола, там уже кто как себя проявит. Бывает, ребенок на тренировке старается лучше всех, и у него действительно получается, а в игре он теряется. Есть даже такой термин "тренировочный игрок". На тренировке может, а в матче нет. Через какое-то время лидеры всё равно выявляются. Кто как за мяч борется, кто пытается защищаться, а кто просто присутствует, наблюдает. Очень важна психология. Темперамент у всех разный, соответственно, и на площадке все ведут себя по-разному. Я бы сравнил команду с детской игрой в пазлы. Все разные, но вместе составляют общую, целостную картину. Чтобы ребята стали дружной командой, стараюсь создать традиции. Многие выпускники, став взрослыми, дружат по жизни, помогают и друг другу, и тем, кто только пришел заниматься. Приятно наблюдать, как в лагере на сборах или после соревнований взрослые ребята за руку здороваются с совсем юными спортсменами. Важно, чтобы на тренировках не было драк, ругани. Дисциплина, дружба и взаимовыручка - об этом говорим на каждом занятии. - Как настраиваете воспитанников перед игрой? - Есть определенные общие слова, адресованные всем. А есть моменты, когда нужно отвести спортсмена в сторону и сказать те слова, которые предназначены только ему. По разминке уже вижу, какое у кого состояние: кто боится, волнуется, а кто уверен в своих силах. Внушаю ребятам: "Самые главные соперники - это не те, кто перед вами, а вы сами. Если справитесь с собой - справитесь и со всеми остальными". Не люблю делать прогнозы. Ведь всё может пойти не так, как планировалось. У кого-то может быть плохое настроение, у кого-то - неважное самочувствие или просто не заладилась игра. Например, недавно в финальной игре во Всеволожске один мальчик из основного состава подвернул ногу в самом начале состязания. Однако нашёлся спортсмен, который заменил его, причём проявил себя неожиданно, сыграв свой лучший матч. И мы выиграли. - А если случается проиграть, что говорите ребятам? - Бывает поражение равное победе, и наоборот. Если команда выложилась на 100 % и проиграла по независящим от нас причинам - я их всячески поддерживаю, успокаиваю. Иногда понимаю, что нам просто не хватило опыта. Если вижу, что есть наша вина, конечно, провожу "работу над ошибками". - Каких принципов придерживаетесь в обучении? - Прежде всего прошу родителей ребенка и его самого определиться, насколько баскетбол важен и нужен им. Ведь зачастую записывают ребёнка и ставят условия: у нас ещё английский, рисование, вокал, можно водить сына один раз в неделю? Приходится обращать внимание на то, что у нас не кружок, а спортивная школа с достаточно большой нагрузкой. Да и самим детям будет интересно тогда, когда они увидят результаты собственного труда. А этого можно добиться только путём напряженных тренировок и желания расти и развиваться. Есть древняя мудрость: "Будет готов ученик, будет готов ему и учитель". Если человек не хочет меняться, какой бы великий тренер или учитель его ни учил, ничего не изменится. Можно пойти на день рождения во время тренировки, а можно свой день рождения провести на тренировке. Спорт меняет многих в лучшую сторону, но не всех, а тех, кто остается в нем. Это другая дисциплина, другие взаимоотношения. Не раз наблюдал, как мальчики из неблагополучных семей через год-полтора тренировок менялись в лучшую сторону, начинали делать успехи не только в спорте, но и в учебе. - Расскажите о своём тренерском пути. - Я из Омска. Баскетболом начал заниматься с четвёртого класса. Каких-то особенных высот как спортсмен я не достиг. У меня была детская мечта - чтобы мой тренер хотя бы раз в жизни со мной поговорил, спросил: почему я сыграл так или иначе. Увы, мой наставник придерживался иных взглядов… Наверно, поэтому я решил стать другим тренером, чтобы делать всё по-другому. Не благодаря, а вопреки… Уже в 8 классе знал, что буду тренером и целенаправленно поступал в вуз. Окончил институт им Лесгафта в Санкт-Петербурге. В 1990-м году приехал в Выборг. Этот город произвёл на меня сильное впечатление. Хотя приглашали на тренерскую деятельность в Питер, Тверь, Омск, всё же выбрал именно Выборг. Хотелось приехать туда, где меня никто не знает. Чтобы никто не мешал и не помогал, попробовать свои силы. В 1990 году пришел в Детскую спортивную школу, которую возглавлял тогда Валентин Прокопьевич ТРУДОВ. Хочется выразить огромную благодарность ему и Ирине ЯНКЕВИЧ, много потрудившейся в выборгском отделении баскетбола. - У вас спортивная семья? - Моя супруга Ольга ДЫРКО - тренер по плаванию. Мы очень поддерживаем друг друга в профессиональной деятельности. Старшая дочь успешно занималась фехтованием, кандидат в мастера спорта. Ну, а младшая пока только танцует. - Вы сейчас являетесь главным тренером юношеской сборной Ленинградской области? - Я работаю со сборными области разных возрастов уже более 15 лет. Последняя сборная, которую возглавил, - команда юношей 1998 года рождения. В нынешнем году ребята стали вторыми на Северо-Западе, впервые попали в финал VI летней Спартакиады учащихся. Потом этот состав занял второе место на VIII Балтийских юношеских играх. В сборной Ленобласти трое выборгских ребят - капитан команды Антон БАРАНОВСКИЙ, Кирилл МИШИН, Павел МАМЧЕНКО. В регионе сильные центры баскетбола - Всеволожск, Гатчина, Кингисепп, Тихвин. Ребят отбираю на соревнованиях, вижу, как человек показывает себя в игре, приглашаю. Значительных успехов добились и выборгские команды. Недавно мы приехали с первенства Ленинградской области в пос. Морозовка Всеволожского района. Со счётом 74:47 мы выиграли у хозяев поля. Участвовала команда 1999-2000 годов рождения. В прошлом году ребята были третьими, в этом - первыми. В октябре спортсмены 1997 года рождения стали вторыми на областном первенстве, а 1998 года - первыми. На днях выиграли первенство области среди юношей 2000-2001 годов рождения. В декабре они впервые примут участие в Первенстве России. Один из наших воспитанников сейчас обучается в колледже олимпийского резерва и подписал контракт с юношеской командой питерского баскетбольного клуба "Спартак". - Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать тренер? - Думаю, самое главное качество тренера - это умение любить. Ты можешь быть строгим, добрым, разным, но если ты не любишь детей и свою профессию, то не сможешь ничему научить, а дети очень чувствуют фальш. Конечно, тренерская работа не всегда благодарная. Устаёшь, переживаешь, бывает тяжело. Но я совершенно не жалею, что когда-то выбрал этот путь.

Читайте также