К 120-ЛЕТИЮ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

К 120-ЛЕТИЮ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
789
К 120-ЛЕТИЮ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

28 октября с 9:15 до 10:30 в Президентской библиотеке состоится презентация межрегионального историко-культурного проекта, посвященного 120-летнему юбилею Западно-Сибирской железной дороги – одного из главных участков Транссибирской магистрали. 

В рамках проекта будет представлена мультимедийная выставка с указанием городов, через которые пролегает Западно-Сибирская железная дорога, и электронная коллекция на портале библиотеки. На презентации выступят участники проекта – представители региональных центров Президентской библиотеки из Новосибирска, Челябинска, Кургана, Омска, Томска, Кемерова и Барнаула, которые расскажут о вкладе своих территорий в создание дороги. 

Основная цель проекта – показать историю строительства и становления Западно-Сибирской железной дороги на основе печатных изданий, хранящихся в фондах региональных библиотек; эти издания и легли в основание коллекции Президентской библиотеки. 

В электронной копии статьи В. Картамышева «Сибирская железная дорога» (1889) написано: «Устройство непрерывного пути от Челябы, Оренбурга, Златоуста или Тюмени до Владивостока или Пекина составляет такое предприятие, которое по своей стоимости, техническим трудностям и будущему мировому культурному значению не уступает значению прорытия Суэцкого и Панамского каналов, ни сквозных, от океана до океана, дорог Америки, ни постройки Средне-Азиатской железной дороги, если считать последнюю как звено индо-европейского железного пути». 

В находящемся также в электронном фонде Президентской библиотеки сборнике «Сибирь и Великая Сибирская железная дорога» (1893), приуроченном к празднованию четырехсотлетия открытия Америки и выставке в Чикаго, описывается, как министр финансов России С. Ю. Витте поручил Депар-таменту торговли и мануфактур составить «для Всемирной Колумбовой Выставки в Чикаго описание как Сибири, страны малоизвестной иностранцам, так и Великой Сибирской железной дороги». 

Несмотря на громадность материальных затрат и необходимость тянуть нитку железной дороги «от Челябы до Владивостока», Россия твердо приняла на себя обязательства по выполнению такого непростого предприятия, меняющего не только ситуацию в России в целом, но и судьбу бескрайнего таежного Зауралья. 

В книге «Великая сибирская железная дорога» (1901) отмечается: «Важное значение для подъема экономической жизни Сибири имели также мероприятия Комитета Сибирской железной дороги по улучшению судоходных условий сибирских рек и в особенности р. Амура и о. Байкала. На некоторых из рек организовано казенное пароходство. …Ввиду упорядочения торгового обмена со странами Дальнего Востока – Китаем и Японией – Комитетом Сибирской железной дороги устроен коммерческий порт во Владивостоке, снабженный на зимнее время сильным ледоколом».

Дорога была построена в период с 1891 по 1916 год за счет средств казны. Протяженность ее на 1899 год составляла 1408 километров. Сегодня развернутая длина главных путей магистрали составляет 9020,1 километра. Значение дороги для экономики России (и не только) трудно переоценить, ибо, как было написано в процитированном выше издании, «Великая Сибирская железная дорога принесет пользу не одной России: она окажет большую услугу материальной и духовной культуре человечества, и с этой точки зрения приобретет значение и интерес для всего цивилизованного мира». 

Пресс-служба Президентской библиотеки

 

Читайте также