«МЫ НЕ БОЯЛИСЬ, ХОТЯ «СИДЕЛИ» БЕЗ КОНЦА!»

«МЫ НЕ БОЯЛИСЬ,  ХОТЯ «СИДЕЛИ» БЕЗ КОНЦА!»
552
«МЫ НЕ БОЯЛИСЬ, ХОТЯ «СИДЕЛИ» БЕЗ КОНЦА!»

В читальном зале Ленинградского областного государственного архива в Выборге (ул. Штурма, 1) в минувшую пятницу состоялось открытие  выставки «Времен связующая нить», в основе которой – коллекция открытых писем  и почтовых карточек из семейных альбомов старшего преподавателя Академии госслужбы, известного выборгского краеведа, талантливого переводчика Эльги АБАКШИНОЙ. Относительно недавно весь  свой семейный архив, а это 748 единиц, Эльга Николаевна передала  на хранение в ЛОГАВ. 

– Мои родственники были выдающимися личностями, общественными деятелями начала XX века. Скажу без преувеличения,  они были люди государственного мышления, государственного ума, большого христианского гуманизма. Многие из них прошли через каторги и ссылки, политические репрессии. Их судьбы можно проследить по штемпелям на почтовых карточках, а внутреннее состояние – по выбранным иллюстрациям на обратной стороне  карточек. Я выросла на этих открытках, на этих альбомах; с пяти лет – и даже  раньше – по ним изучала географию и историю, «путешествовала» по городам и странам. Через открытки я знакомилась с произведениями мировой культуры, благо мои родственники были людьми с хорошим художественным вкусом, дружили с актерами МХАТа, были завсегдатаями многих музеев России, Франции. Как важно сохранять архив и не бояться! Мы не боялись, хотя «сидели» без конца!

Куратор выставки Елена Масяж познакомила собравшихся с историей возникновения почтовых карточек и открытых писем.

– Филокартия – это область коллекционирования, изучения и систематизации открыток. Существует несколько версий их появления, имеет место и такая…

В 1870 году, во время франко-прусской войны, у солдат французского гарнизона в одном из городов  закончилась писчая бумага…  Нашелся предприимчивый книготорговец, у которого на складе  было много картона – он нарезал его на небольшие прямоугольники,  так и появились почтовые карточки. Заметив, что некоторые солдаты в минуты затишья любили рисовать, он за бесценок стал скупать их рисунки и  иллюстрировать обратную сторону карточек.

Уже в 1871 г. иллюстрированными почтовыми карточками  пользовались Швеция, Дания, на следующий год – далекий Цейлон. 

В Россию почтовые карточки пришли позже. Они печатались в  разных издательствах. Так, издательство «Община  Св. Евгении» (известное и под другим названием «Издательство Красного Креста»), находившееся под покровительством Ее Императорского Высочества Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, стало первым, напечатавшим иллюстрированные почтовые карточки.  Откликнулись знаменитые художники: К.А. Сомов, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере и др. Все деньги от продаж шли в пользу сестер милосердия, оставшихся без средств  к существованию.

На выставке представлено около двухсот почтовых карточек и открытых писем. На них можно увидеть репродукции художественных полотен, которые в значительной степени в то время знакомили людей с мировыми музеями, такими как Лувр или Эрмитаж. Фотокарточки Василия Улитина позволяют увидеть ныне утраченные дореволюционные города России, такие как Тетюшев, Кадников, Екатеринодар, а также  разрушенные впоследствии памятники и уникальные здания, например, Сухареву башню в Москве.  Открытки помогали тогда «путешествовать» не только по городам России, но и по всему миру: вот виды Парижа, Рима, а это Карлов мост в Праге… Интересны и открытки с рисунками птиц, животных из Московского зоопарка и заповедника Аскания – Нова. Жанровые почтовые карточки – интересное направление в искусстве. Оказывается, на них можно было запечатлеть различные состояния человека! Вот, например, открытка с рисунком и подписью «Узник». Однако, прочитав текст, мы увидим, что отправитель обладал чувством юмора: это поздравление с Новым годом! Одна из витрин посвящена «Серебряному веку». Здесь собраны  фотопортреты именитых мастеров мировой сцены, в том числе и актеров Московского художественного театра. Многие театральные съемки сделаны Михаилом Сахаровым, которого Ольга  Книппер – Чехова называла летописцем сцены МХАТа, а театрально – художественная интеллигенция считала самым популярным фотографом. Великий Станиславский разрешил ему оборудовать под сценой небольшое помещение для съемок. В приказном порядке обязывал артистов после окончания спектаклей , не выходя из образа, не снимая грима, спускаться в комнату к Сахарову, где проходили съемки. На выставке представлены почтовые карточки с Качаловым в «Гамлете», Шаляпиным в образе Мефистофеля, Сара Бернар – в роли Наполеона II. Вера Комиссаржевская, Айседора Дункан, Матильда Кшесинская…

Директор архива Светлана  Красноцветова справедливо отметила, что выставка будет интересна людям, увлеченным историей и фотографическим делом в России, жителям нашего города, а также туристам. Впереди новые встречи с семейными альбомами Эльги Абакшиной: в одном зале просто не разместить такое большое количество интересных экспонатов! Многие открытки будут отсканированы и представлены в электронном виде.

Ознакомиться с выставкой можно по будням с 9.00 до 16.00 во время работы читального зала.

Лидия ВОРОНИНА

Читайте также