ОБЕЛИСК

ОБЕЛИСК
1123
ОБЕЛИСК

Самую высокую точку парка Монрепо, вершину скалы, называемой Левкадской, увенчивает одна из главных достопримечательностей парка - обелиск братьев Броглио.

Фамилия “Броглио” - это латинизированная форма фамилии “Бройль”, у которой есть еще две формы: “Брогли” и “Брольи”. Такое многообразие объясняется просто: дело в различных русскоязычных написаниях фамилии, а не в различных семействах, как можно подумать. Семья Броглио - старинный аристократический род, происходивший из Италии и живший не одно столетие во Франции. Как это часто бывает, внутри обширного рода было несколько ветвей. В семье Бройлей-Броглио таких ветвей было две: герцогов и принцев (князей). К принцам Броглио принадлежала и Александрина Симплиция (1787-1824), которая стала супругой барона Пауля Николаи. О ней мы уже рассказывали в свое время. После Великой французской революции 1789 г. семья Александрины была вынуждена покинуть Францию и нашла прибежище в России. Здесь, в России, выросли и получили образование и три брата Александрины - Огюст-Сезар, Альфонс-Октав и Шарль-Франсуа.

Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация: молодые французские аристократы, внуки последнего маршала дореволюционной Франции, становятся гвардейскими офицерами в стране, воюющей с Францией. Причем - офицерами в лучших полках Российской империи: Огюст-Сезар - в Преображенском полку, а Альфонс-Октав и Шарль-Франсуа - в Семеновском. Сохранилось свидетельство однополчанина младших Броглио, декабриста М.И. Муравьева-Апостола (1793-1886): по его словам, семеновцы из иностранцев блестяще владели русским языком. Любопытно, что сохранились сведения и о занятиях русским языком старшего брата Броглио. Их оставил его однокашник по Сухопутному шляхетскому корпусу Фаддей Булгарин.

Братья Броглио воевали на стороне России с наполеоновской Фран-цией. Для них это была не война против своей родины, а борьба с узурпатором - Наполеоном Бонапартом. Принц Огюст-Сезар погиб в 1805 г. в битве под Аустерлицем, а его младший брат, принц Шарль-Франсуа - восемь лет спустя, в 1813 г. в сражении под Кульмом.

Средний же брат, принц Альфонс-Октав, пережил все войны с Наполеоном, в 1813 г. получил звание полковника Семеновского полка и стал свидетелем свержения Наполеона и восстановления во Франции династии Бурбонов. В 1816 г. он вернулся во Францию, где и прожил еще полвека, до своей кончины в 1865 г. 

Обелиск в Монрепо должен был увековечить память двух братьев Броглио, старшего и младшего, а вместе с тем и память их сестры – баронессы Александрины Симплиции Николаи, скончавшейся в 1824 г. Пауль Николаи задумал установить в Монрепо обелиск и заказал его проект английскому архитектору Чарльзу Хиткоту Тэйтэму (1772–1842), о котором вас ждет отдельный рассказ.

Монумент был изготовлен, однако не в Англии, не в России, и не в Финляндии, а в Швеции. Для его создания был использован серо-зеленый мрамор, который в Швеции называется “кольмордским”, по месту добычи - Кольморден, в северо-восточной провинции Остерготланд. Месторождение это знаменито тем, что мрамор из него использовался в разное время при постройке здания Парижской оперы, дворца Дроттингхольм в Стокгольме и нью-йоркского Рокфеллер-центра. 

Проект Тэйтэма был воплощен в мастерской другого замечательного мастера - выдающегося шведского скульптора Эрика Гёте (1799-1838) (нужно добавить, что швед был всего лишь однофамильцем, а не родственником великого немецкого поэта). Гёте - фигура в истории европейского ваяния заметная. Он учился у знаменитого шведского скульптора Юхана Тобиаса Сергеля, а позже занимался в Италии в мастерской самого Антонио Кановы. Гёте стал профессором Стокгольмской Академии художеств и придворным скульптором, получив известность своими скульптурными изображениями членов шведской королевской семьи (в этом можно усмотреть своеобразную параллель с биографией Г. Борупа, автора первой скульптуры Вяйнемёйнена в Монрепо). В 1822 г. Гёте был приглашен в Петербург, где по предложению А.Н. Оленина его приняли в почетные вольные общники Академии художеств. В Петербурге Гёте выполнил несколько работ: бюст И.П. Мартоса (ныне - в Государственном Русском музее); скульптуру “Вакханка” и величественную статую Екатерины II  (в 1823-1825 гг.), ныне обе - в Государственном Эрмитаже. Изготов-лению скульптурного портрета Екатерины содействовал русский посол в Швеции П.К. Сухтелен (1751-1836). Весьма вероятно, что он был каким-либо образом причастен к знакомству Гёте с Паулем Николаи, находившимся в свое время (в 1810-1811 гг.) на дипломатической службе в Швеции. П. Николаи вместе со своими сыновьями посетил Гёте летом 1826 г., чтобы обсудить детали создания обелиска. Следующим летом обелиск, разобранный на части, был доставлен из Швеции в Монрепо, и рабочие из мастерской Гёте собрали его на Левкадской скале.

В июле 1827 г. Пауль Николаи писал в письме к Эрику Гёте: “Дорогой господин Гёте, я хочу, чтобы сегодняшняя шведская почта принесла Вам сообщение о том, что этим утром мы установили последний камень памятника, который вот уже несколько часов полностью предстает перед моими глазами. Скала, на которой он возвышается, тоже достойна его, и весь ансамбль производит чудесное действие и превосходно украшает наш дорогой Монрепо”.

До настоящего времени, к сожалению, не сохранилась плита, вставленная когда-то в восточную нишу обелиска, а также барельефы, изображавшие рыцарские шлемы, установленные в его основании. Но даже в нынешнем виде обелиск производит неизгладимое впечатление на всех посетителей Монрепо. 

Обелиск является единственным в России памятником, посвященным семье Броглио – де Бройль. Потомки Броглио и Николаи, приезжая в Монрепо, непременно хотят увидеть этот символ сохраняемой памяти двух замечательных семейств.

Михаил ЕФИМОВ,  старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”

В статье использованы материалы исследований Е. Карповой и В. Болгова 

Читайте также