СКОЛЬКО СТОИТ ПАМЯТЬ?

СКОЛЬКО СТОИТ ПАМЯТЬ?
1131
СКОЛЬКО СТОИТ ПАМЯТЬ?

Для Выборга было большой честью то, что этот человек поселился здесь, в наших краях, где на камнях растут деревья. Последние годы своей жизни он провёл в этом доме на высоцких скалах. Ловил рыбу, общался с местными жителями, а они  помогали ему, кто чем мог, содержать  скромное жилище. А потом человека не стало, да и хозяйка дома, верная жена, ненамного пережила мужа и сына.

Как уже догадались читатели, речь идёт о доме, который построил один из основателей кинофестиваля «Окно в Европу» Станислав  Ростоцкий. Когда дом опустел, была надежда на то, что он станет своего рода музеем известного режиссера и замечательного человека, музеем, которым мы сможем гордиться и в который будут приезжать гости (и не только во время  кинофестиваля). И вдруг неожиданное известие: дом продан! Мы помчались в Высоцк…

«В музее жить не собираюсь»

Первое, что услышали, приехав на место, – шум трактора, и сердце замерло: опоздали! Когда подошли ближе, оказалось, что сносят всё до основания на участке, принадлежавшем  Георгию Бухмичёву, соседу и другу Станислава Иосифовича. Многие помнят, как они вместе рыбачили на надувной лодке Бухмичёва. Который, кстати, тоже был в Выборге человеком известным: он один из первых лоцманов,  проводивших суда по  Сайменскому каналу после его реконструкции, работал в Афганистане, часто писал в нашу газету.

…Неподалёку грустно поблескивает окнами  дом  режиссера с мировым именем. Возле крыльца играют котята. Мы постучали, но никто не вышел. С дороги видно, что новые хозяева снесли маленький гостевой домик, который построили друзья вместе с Андреем, сыном Станислава Иосифовича. Палисадника почти не осталось – там установлены два сливных колодца и новый фундамент, который, как оказалось, был залит прошедшей ночью. Андрей, так зовут нового хозяина, вышел не сразу. Он  спокойно подтвердил:  дом продан. Добавил, что знает, кто здесь жил раньше, но в музее жить не собирается. И еще: его удивляет та активность, которая началась после продажи дома. По словам нового хозяина дома, наследница предлагала отдать находящееся в нём имущество, но оно никем не  было востребовано. А сейчас в Высоцк,  по адресу Южный Мыс, дом 4 зачастили посланцы и из Москвы, и из Санкт-Петербурга. 

Ну что тут скажешь, и слухи о продаже дома подтвердились, и чаем нас не угостили. Вот такие пироги!.. 

«Мы были бы рады любому экспонату»

Дом продан, а как же архив этой, в полном смысле слова, кинематографической семьи? Неужели им  не заинтересовались в музее школы, которая, на минуточку, носит имя Станислава Ростоцкого? Зная руководителя этого учебного заведения Людмилу МЯЛИК, в это поверить  трудно. И мы направились в школу, где нас радушно встретили. Из разговора выяснилось, что никто ничего школьному музею после смерти Нины Меньшиковой не предлагал. Правда, два года назад приезжала Ольга, внучка и наследница Ростоцких, осмотрела музей, пообещала пишущую машинку и рабочий стол, чтобы инсталлировать кабинет деда, да так и не приехала… Кстати,  участники фестиваля «Окно в Европу», раньше бывавшие в школе регулярно, в последние два года здесь тоже не появлялись, хотя им были бы очень рады.

А можно было бы водить сюда детей. И гостей…

Чем может привлечь туристов самый маленький город России? Транзундский рейд, известный подвигами моряков, увековеченных в монументах, развалины старой крепости, природные красоты, «бараньи лбы», море... Но при этом совершенное отсутствие соответствующей инфраструктуры, которая могла быть основой малого предпринимательства и развития внутреннего туризма, позволяющего создать рабочие места и поддерживаемого государственной политикой…  Мы решили побеседовать с местными жителями.

Повар детского сада Елена НИКОЛАЕВА была очень удивлена, узнав что дом Ростоцких продан. Если бы там сделали музей, говорит она, то детишек можно было бы водить туда на экскурсию и воспитывать их на фильмах знаменитого на весь мир режиссёра:

– А можно было бы и яхт-клуб у нас устроить, приезжали бы люди со всего мира!

Андрей Петрович БОБЫЛЁВ, который живёт в Высоцке с 1952 года, считает себя другом Станислава Ростоцкого. Вместе ловили рыбу, Андрей Петрович  перекрывал крышу и красил стены дома Ростоцких, дружили семьями, в гости друг к другу ходили. Бобылев тоже немало удивился факту продажи, говорит, ходили слухи о какой-то баснословной цене, но потом вроде снизили запрашиваемую сумму. В прошлом году он заглянул туда, в доме никого не было, постоял у заросшей мхом калитки и пошёл обратно. Его зять, Герман ЕФРЕМОВ вздыхает сокрушенно:

– Конечно, надо было музей сделать, ведь такой человек!.. Все здесь поминают его только добром. Когда доску на школе устанавливали, то  даже вертолет  прилетал. Как она могла продать? Наверное, не захотела брать на себя заботы лишние… Видел её недавно по телевизору, выступала в чёрном платье…

Прощай, старый дом?

Перед отъездом мы зашли в администрацию Высоцка. Оказалось,  её глава Сергей РОГОВ в курсе того, что у дома,  появились новые хозяева: 

– Станислав Ростоцкий – личность, действительно,  неординарная, конечно, хотелось бы, чтобы в доме, где он жил, был музей. Жаль только, что возможности городского бюджета не позволяют решить этот вопрос.

На днях пришла весть о том, что ушел из жизни Владимир Зельдин. Вся страна удивлялась и радовалась его творческому долголетию, и как не удивляться: в сто лет он был все еще на сцене… Будем надеяться, что память об этом замечательном артисте будет жить и тропинка к его дому не зарастет... А иначе грош нам всем цена.

Ольга НАБАТОВА, Александр ПОЛЯКОВ

Станислав Ростоцкий  

Народный артист СССР, Кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, орденов Отечественной войны I степени, Красной Звезды, а также ордена Дружбы (КНР). Лауреат Ленинской  и Государственной премий СССР, а также премии  Ленинского комсомола. В конце 90-х был отмечен орденом «За заслуги перед Отечеством», что в высшей степени справедливо: заслуги этого человека перед кинематографом, перед культурой, да что там – перед страной неоценимы. Достаточно назвать только некоторые, снятые Станиславом Рос-тоцким фильмы: «Белый Бим, черное ухо», «А зори здесь тихие»,  «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника»… 

Его отец работал в системе здравоохранения, мама была домашней хозяйкой, а жизнь в городской коммуналке мало чем отличалась от жизни миллионов сверстников – в ней был не очень устроенный быт, хлебные карточки, перешитые из отцовских брюк штаны. 

В пятилетнем возрасте мальчик  увидел картину Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», а в четырнадцать лет  попал на кинопробы к великому режиссеру, был утвержден на роль и принял участие в съемках фильма «Бежин луг». После школы поступил в Институт философии и литературы. Однако началась война. Ростоцкий числился нестроевым из-за болезни позвоночника, но в феврале 1942 года его призвали в армию, а в сентябре 1943 года попал на фронт. На Западной Украине получил тяжелое ранение, перенес несколько операций, в итоге потерял ногу. В августе 1944 года он, инвалид войны второй группы, вернулся в Москву и стал студентом Института кинематографии, попав в мастерскую к Григорию Козинцеву. Во ВГИКе Ростоцкий познакомился со своей будущей женой актрисой Ниной Меньшиковой, у них родился сын Андрей, ставший позже известным актером.

В 1957 году Станислав Ростоцкий снял картину «Дело было в Пенькове». Актриса Светлана ДРУЖИНИНА, занятая в фильме, рассказывала о Станиславе Иосифовиче: «Это мой по-настоящему первый учитель. Я невероятно благодарна Ростоцкому. Он научил меня тому, чему не учат в институте. Он был человеком военной закалки…, невероятно рискованным режиссером… Он научил меня не только риску брать молодых никому не известных артистов, но и удивительно тщательной работе с ними».

В фильме «Эскадрон гусар летучих» в роли Дениса Давыдова Ростоцкий снял сына, мгновенно ставшего знаменитым. Режиссёр  часто писал статьи в журналы «Искусство кино» и «Советский экран», он подготовил главы в сборниках воспоминаний о Сергее Эйзенштейне, Григории Козинцеве, Андрее Москвине и Леониде Быкове. Ростоцкий был председателем жюри пяти Московских международных кинофестивалей в 1975, 1977, 1979, 1981 и 1983 годах. 

В начале 1990-х годов он перестал снимать кино, жил с женой на немногочисленные накопления, пенсию инвалида войны и президентскую пенсию, составлявшую тысячу рублей, на берегу залива в Высоцке.

Еще по теме: И это всё о нём...

Читайте также